Всего две недели без физической нагрузки могут приблизить наступление диабета

Отдых необходим, но если проводить на диване слишком много времени, можно нанести необратимый вред здоровью.

Всего две недели без физической активности могут серьёзно повлиять на здоровье, причём вернуться в исходное состояние будет непросто — к такому выводу пришли исследователи, которые работали с пожилыми людьми, страдавшими ожирением и находившимися в группе риска сахарного диабета 2-го типа.

Даже случайный короткий период бездействия приближал появление первых симптомов диабета и поднимал уровни глюкозы крови у пациентов с предиабетом. Более того, исследователи обнаружили, что и через две недели с момента восстановления нормальной физической активности не все пациенты полностью восстановились.

Результаты работы опубликованы онлайн в The Journals of Gerontology.

«Мы ожидали, что у пациентов, вошедших в исследование, могут появиться симптомы диабета. Но для нас стало неожиданностью то, что после возврата к нормальной физической активности обратного развития [симптомов] не произошло», — рассказывает ведущий автор исследования Крис Маглори (Chris McGlory) из отделения кинезиологии Университета Макмастера (McMaster University).

Участников попросили ограничить повседневную активность — делать не более 1000 шагов в день. Столько обычно проходят за день люди, занимающиеся домашними делами или, например, страдающие от плохого самочувствия. Количество шагов и объём ежедневной активности измерялись педометрами и специальными устройствами для мониторинга. Одновременно учёные замеряли показатели глюкозы крови и собирали кровь для анализа. Эксперимент продлился две недели.

Результаты работы позволяют утверждать, что пожилые люди, которые по каким-либо причинам не могут поддерживать привычный уровень физической активности (например, из-за болезни), рискуют заполучить нежелательные последствия для здоровья в целом.

«Лечение диабета 2-го типа стоит дорого и зачастую сопряжено со сложностями, — объясняет профессор Стюарт Филлипс (Stuart Phillips), курировавший исследование. — Если люди планируют провести продолжительное время без движения, они должны активно работать, чтобы восстановить способность контролировать уровень глюкозы в крови».

По мнению учёных, пожилые люди с предиабетом могут нормализовать метаболизм и предотвратить дальнейшие ухудшения, если прибегнут к активной реабилитации, изменят диету и, возможно, начнут принимать специальные лекарства. Это важно, поскольку, как показало новое исследование, уже в первые дни эксперимента у добровольцев наблюдалось снижение мышечной массы и силы, а также резкий рост резистентности к инсулину, что характерно для диабета 2-го типа.