Заболевший чумой ребёнок из Айдахо пошёл на поправку

Бактерия <i>Yersinia pestis</i>, возбудитель чумы. Снимок сделан с помощью сканирующего электронного микроскопа.
Бактерия Yersinia pestis, возбудитель чумы. Снимок сделан с помощью сканирующего электронного микроскопа.

В США, штат Айдахо, зафиксирован случай заражения ребёнка болезнетворной бактерией Yersinia pestis. Впрочем, заболевание, вызываемое этим микроорганизмом, более известно под другими названиями: «Чёрная смерть» или просто чума.

В заявлении, опубликованном Управлением здравоохранения центрального округа (Central District Health Department) штата, отмечается, что это первый подтверждённый случай чумы в Айдахо за 26 лет.

Эволюционное развитие Yersinia pestis шло таким образом, что бактерия «научилась» жить в организмах грызунов. К новым «хозяевам» — в том числе, и к людям — микроорганизм попадает через блошиные укусы.

Так как крысы и мыши столетиями сопровождали людей, путешествовавших в поисках новых мест, пригодных для жизни, учёным долгое время не удавалось выяснить, откуда чума пришла изначально. Ответ на этот вопрос был найден только после появления технологии секвенирования ДНК. Оказалось, что Y. pestis появилась где-то в гористых районах центральной Азии и со временем расселилась практически по всему миру.

Действительно, бактерии, вызывающие чуму, и сегодня благополучно циркулируют в популяциях грызунов, обитающих, например, в западной части США. Именно поэтому по многих парках этого региона можно встретить щиты, призывающие держаться подальше от диких грызунов, носить закрытую одежду и пользоваться репеллентами, отпугивающими насекомых.

Хотя бактерии, вызывающие чуму, по-прежнему обитают в непосредственной близости от людей, заболеваемость этой опасной болезнью в наши дни невысока. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) США, в последние десятилетия в стране ежегодно фиксируется от 1 до 17 случаев чумы.

Что касается ребёнка из Айдахо, заболевшего чумой, определить, где именно он или она заразились, к сожалению, невозможно — инкубационный период этой болезни может продолжаться несколько дней. В настоящее время пациент получает антибиотики и уже пошёл на поправку.

Лабораторные тесты, проведённые в больнице, подтвердили, что ребёнок действительно болен бубонной чумой, самой распространённой из трёх форм заболевания. Бубонная чума развивается, когда бактерии Y. pestis попадают в лимфатические узлы, где благополучно «обманывают» иммунную систему и начинают активно размножаться. В процессе жизнедеятельности бактерии вырабатывают токсины, вызывающие лихорадку, слабость и головную боль. Постепенно близлежащие ткани начинают отмирать, и на теле пациента образуются характерные «шишки», получившие название бубонов.

Если начать антибиотикотерапию вовремя, заболевший, с большой вероятностью, выздоровеет. Однако если лечение запаздывает, бактерии могут переместиться в кровоток и привести к развитию куда более опасной септической формы заболевания.

Чтобы защититься от чумы самим и защитить своих питомцев (они могут заболеть сами или передать инфекцию людям), необходимо соблюдать следующие правила:

• Не прикасаться к диким грызунам или их трупам.
  • Не разрешать домашним животным охотиться на диких грызунов.
  • Использовать одобренные ветеринаром противоблошиные средства.
  • Не подкармливать грызунов вблизи жилищ или мест отдыха.
  • Не оставлять около дома источники пищи для грызунов, уничтожать места, в которых они могли бы обустроить гнёзда.
  • При обнаружении на земле большого количества трупов белок, мышей, крыс, полёвок, сусликов или других грызунов сообщить в местную санэпидемстанцию.