Сколько нужно тренироваться, чтобы «убежать от деменции»?

Ранее считалось, что для сохранения когнитивных способностей полезны только аэробные нагрузки. Теперь же учёные уверяют: вы можете заниматься практически любым видом спорта, главное — определённая интенсивность и постоянство.

Сохранение остроты ума, по данным Национального совета по старению США, главный приоритет пожилых американцев. Авторы тысяч клинических исследований утверждают, что физические упражнения в зрелом возрасте могут не только сохранить состояние мозга, но даже улучшить его. Однако работ, в которых содержались бы конкретные рекомендации по количеству физической нагрузки и её типам, до сих пор немного.

К счастью, недавно появился обширный систематический обзор клинических исследований, посвящённых связи между физической активностью и когнитивными функциями в зрелом возрасте. Обзор был подготовлен под руководством специалистов из Центра неинвазивной стимуляции мозга Беренсон-Аллен (Berenson-Allen Center for Noninvasive Brain Stimulation) при Медицинском центре Бет Израиль Диаконесс (Beth Israel Deaconess Medical Center). Статья, опубликованная в издании Neurology® Clinical Practice, содержит новую информацию о том, какой объём и вид физических нагрузок оптимален как для здоровых пожилых людей, желающих сохранить ментальное здоровье, так и для тех, у кого уже развились умеренные когнитивные нарушения и деменция.

«Доказательства того, что физические упражнения могут улучшить здоровье мозга, неоспоримы. Однако мы заинтересовались тем, как можно использовать эти научные открытия в жизни наших пациентов, членов их семей и даже в нашей собственной жизни, — рассказывает один из авторов обзора Джойс Гомес-Осман (Joyce Gomes-Osman). — Когда пациенту выписываются рецептурные средства, они назначаются в определённом объёме. Наше исследование показывает, что, когда речь идёт о физических упражнениях, необходима такая же определённость».

Учёные обнаружили, что практически любой вид физической активности, от аэробных упражнений (прогулок, пробежек, езды на велосипеде) до работы со свободными весами и йоги может внести свой вклад в улучшение когнитивной деятельности. Вмешательства, в результате которых добровольцы занимались, по меньшей мере, 52 часа на протяжении 6 месяцев, привели к наилучшим результатам. Кроме того, авторы работы отмечают, что наиболее устойчивые улучшения были зафиксированы в скорости мышления — как у здоровых пожилых людей, так и у страдающих умеренными когнитивными нарушениями.

«Очень хорошо, что доказанной эффективностью обладают самые разные упражнения, а не только аэробные; все они могут улучшить мыслительные способности», — говорит доктор Альваро Паскуаль-Леоне (Alvaro Pascual-Leone).

В процессе подготовки работы Паскуаль-Леоне, Гомес-Осман и их коллеги занялись поиском рандомизированных контролируемых исследований, посвящённых изучению влияния различных режимов физической нагрузки на когнитивные способности. Предварительно были отобраны 4600 работ, но после оценки качества и содержания, в итоговый обзор вошли 98 исследований, охвативших более 11 тыс. участников.

В корпусе отобранных текстов был представлен обширный список различных физических нагрузок (ходьба, бег, упражнения на тренажёрах, йога и т. д.); различалась и длительность периода наблюдения (от 4 недель до года). Исследователи тщательно обработали собранные данные и установили, как связаны между собой тип физической нагрузки, интенсивность и продолжительность тренировки, частота занятий и общее количество «активных часов» с пятью разными категориями когнитивных способностей.

Гомес-Осман отметила также, что непродолжительные тренировки, предназначенные для улучшения состояния сердечно-сосудистой системы и общего оздоровления, оказались не связаны с улучшением когнитивных способностей. Это позволяет предположить, что для улучшения ментального здоровья нужны более длительные занятия, проводимые регулярно, на протяжении долгого времени.