WAY-316606 — новый препарат для лечения облысения у мужчин

Конечно, быть лысым и счастливым вполне реально. Но многие мужчины, страдающие алопецией, всё-таки предпочли бы восстановить волосяной покров.

WAY-316606, соединение, изначально разрабатывавшееся для борьбы с остеопорозом, как оказалось, способно эффективно стимулировать фолликулы человеческих волос. Об этом сообщается в исследовании, которое опубликовано в издании PLOS Biology.

Мужская андрогенная алопеция — это самая распространённая причина потери волос у мужчин. К 50 годам от неё страдает 50—70% мужской популяции. Заболевание отличается характерной клинической картиной, по мере его развития мужчины теряют волосы на висках, на макушке и надо лбом.

Хотя эту форму алопеции относят к лёгким дерматологическим заболеваниям, потеря волос может существенно повлиять на психологическое состояние мужчины. Алопеция часто сопровождается снижением самооценки, повышением уровня тревожности и даже развитием депрессии.

На сегодняшний день Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (USA Food and Drug Administration, FDA) официально одобрило всего два препарата для борьбы с андрогенной алопецией. Это миноксидил (minoxidil) и финастерид (finasteride). К сожалению, оба препарата обладают достаточно выраженными побочными эффектами и весьма умеренной эффективностью в том, что касается восстановления утраченного волосяного покрова.

Доктор Натан Хокшо (Nathan Hawkshaw) из Центра дерматологических исследований (Centre for Dermatology Research) при Манчестерском университете (University of Manchester) совместно с коллегами решил заняться поиском новых способов лечения мужской андрогенной алопеции.

Для начала учёные установили, какой молекулярный механизм лежит в основе механизма действия старого иммуносупрессивного препарата «Циклоспорин А». С 80-х годов прошлого века это средство широко используется в лечении аутоиммунных заболеваний. Кроме того, препарат назначается пациентам, перенёсшим пересадку органов — для предотвращения отторжения. Однако «Циклоспорин А» обладает целым рядом серьёзных побочных эффектов, самый безобидный из которых — способность вызывать рост «нежелательных» с эстетической точки зрения волос.

После тщательного изучения экспрессии генов в клетках волосяных фолликул, обрабатывавшихся «Циклоспорином А» учёные пришли к выводу, что препарат подавляет синтез белка SFRP1. Последний, в свою очередь, ингибирует рост многих тканей организма, влияя тем самым и на развитие волосяных фолликул. Таким образом, группе исследователей удалось идентифицировать принципиально новый механизм действия старого широко известного препарата.

«Ингибирующий [синтез SFRP1] механизм никак не связан с иммуносупрессивной активностью «Циклоспорина А». Этот факт делает SFRP1 новой многообещающей терапевтической «мишенью» в разработке стратегий борьбы с потерей волос», — утверждают учёные.

На следующем этапе работы исследователи обнаружили, что соединение под названием WAY-316606 воздействует на тот же молекулярный механизм, что и «Циклоспорин А», подавляя синтез SFRP1.

Когда исследователи обработали волосяные фолликулы WAY-316606, рост волос активизировался.

«Наружное применение WAY-316606 или сходного препарата способно стимулировать рост волос в той же степени, что и использование «Циклоспорина А» или даже в большей, но без присущих циклоспорину побочных эффектов», — добавляет доктор Хокшо.