Аутоиммунные заболевания можно будет диагностировать по образцу слюны

Пока новая диагностическая система ещё дорабатывается. Но первые результаты уже можно увидеть на экране лабораторного компьютера.

Иммунитет — важнейшая система человеческого организма, способная защитить нас от опасностей как внешних, так и внутренних. Но иногда иммунитет «даёт сбой», и клетки-защитники начинают атаковать собственные здоровые ткани организма. Так развиваются сахарный диабет 1 типа, рассеянный склероз, системная красная волчанка и многие другие болезни, объединяемые под названием «аутоиммунные».

К сожалению, на сегодняшний день врачи способны распознать аутоиммунные заболевания только тогда, когда у пациента уже появились симптомы, то есть, когда процесс разрушения собственных тканей зашёл достаточно далеко. Но недавно учёным из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) удалось разработать новый метод диагностики аутоиммунных расстройств. Возможно, в будущем этот подход позволит врачам диагностировать эти болезни и назначать лечение ещё до того, как организму будет нанесён непоправимый вред.

Учёные из Политеха предложили использовать метод лазерно-коррекционной спектроскопии для исследования иммунного ответа в биологических жидкостях организма, например, в слюне. Давно известно, что в слюне содержатся все те же самые иммунные белки, что и в крови, а забор слюны на анализ гораздо проще и дешевле, чем забор крови.

Суть предлагаемого метода — в анализе рассеянного света, получаемого путём подсвечивания лазером биологической жидкости человека, будь то слюна или кровь. Лазерный луч фокусируется на образце. Белки, находящиеся в жидкости, рассеивают свет, который фиксируется детектором. По характеру изменения интенсивности рассеянного света во времени можно определить, какого размера частички плавают в жидкости.

В процессе активации иммунитета размер частиц меняется — белки соединяются друг с другом и становятся больше. Кроме того, размерный состав биологических жидкостей различается у разных людей и зависит от наличия тех или иных заболеваний. Таким образом, можно определять, реагирует ли организм человека на инфекции должным образом и одновременно диагностировать заболевания иммунитета.

С помощью предложенного метода также можно тестировать лекарства не на человеке, а на его биологических жидкостях, что поможет индивидуализировать лечение без рисков для самого пациента и с минимальными дополнительными затратами. Существующие же методы биохимического исследования не назначаются без явных показаний, поскольку являются сложными и дорогостоящими.

«Мы предлагаем дешёвый и главное действенный метод диагностики заболеваний без каких-либо на то показаний. Нам нужен лазер, приёмник и программа для анализа данных. В процессе плановой диспансеризации любой человек может «плюнуть в пробирку» и узнать о своих заболеваниях ещё до того, как болезнь начнёт себя проявлять. Это многократно увеличивает шансы на выздоровление», — говорит Элина Непомнящая, инженер научной группы Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций СПбПУ.

Так как подобные исследования динамики активации иммунных белков при помощи оптических методов ещё никто не проводил, впереди исследователей ждёт большая работа. Учёные выявили, что есть реакция и предложенный метод работает. Теперь нужно составить максимально детальную карту, изучив реакции пациентов с различными патологиями. Специалисты Политеха проводят данное исследование в тесном сотрудничестве с поликлиническими учреждениями, которые как никто заинтересованы в появлении дешёвого метода диагностики аутоиммунных заболеваний.