Глухой кроманьонец с шишкой на лбу

Древний житель Франции был такой, только чёрный.

Ровно 150 лет назад мир узнал о кроманьонцах — людях современного вида, населявших Европу в верхнем палеолите. Именно тогда, в 1868 году, в гроте Кро-Маньон (фр. Cro-Magnon) на юго-западе Франции (департамент Дордонь) палеонтолог Луи Ларте нашёл 5 древних скелетов (младенца и 4 взрослых).

У самого знаменитого из скелетов, мужчины 50 лет Кро-Маньон 1, на лбу зияло округлое углубление 4 на 3 см. С тех пор учёные спорили о причинах этой особенности, выдвигая самые разные версии, начиная от рахита и заканчивая посмертным разрушением кости из-за особенностей почвы.

Сейчас французские учёные ещё раз исследовали знаменитый череп с помощью компьютерной микротомографии, сравнили с известными случаями костных патологий и пришли к выводу, что древний мужчина страдал генетическим заболеванием — нейрофиброматозом 1 типа. При этой болезни на лице развивается множество доброкачественных опухолей — «шишек» или наростов, а также появляются пигментные пятна. Особенно большая шишка — нейрофиброма (опухоль нерва) в правой части лба и вызывала разрушение кости. На эту мысль учёных навели особенности кости вокруг повреждения на лбу, видимые на КТ — «рассасывание» внешнего кортикального слоя, но без периферийного склероза внутренней части кости (его наличие говорило бы о злокачественном характере заболевания).

Так что выглядеть древний житель Франции должен был устрашающе. Вдобавок выяснилось, что из-за опухоли слухового нерва у кроманьонца патологически расширился слуховой канал, поэтому мужчина был глух на левое ухо. Учёные жаждут обследовать остальные части скелета, на которых тоже ожидают найти патологические изменения.

Несмотря на болезни, Кро-Маньон 1 как-то дожил до 50 лет.

С учётом новой информации, учёные выполнили реконструкцию кроманьонца. Можете посмотреть на фото этого симпатяшки (в начале заметки). Странно только, что наш герой сделан светлокожим. Судя по тому, что нам известно о древних европейцах, его кожа скорее всего была тёмной.