В человеческом теле обнаружен новый орган

Пузырьки interstitium
Пузырьки interstitium'а под слизистой оболочкой. Иллюстрация: Jill Gregory.

Группе учёных, работавших под руководством специалистов из Нью-Йоркского университета (New York University), удалось обнаружить в человеческом теле совершенно новый, ранее неизвестный, орган. Правда, речь не идёт о втором желудке или дополнительном мозге. Исследователи нашли «всего лишь» сеть пузырьков, наполненных жидкостью. Тем не менее, это открытие имеет огромное значение и для фундаментальной, и для клинической медицины.

Результаты исследования опубликованы в издании Scientific Reports.

Сеть пузырьков получила название interstitium. По мнению авторов новой работы, interstitium может содержать в себе до одной пятой всей жидкости организма. В норме этот орган выполняет защитную функцию — он амортизирует удары, оберегая другие органы от механических повреждений. Кроме того, он берёт на себя роль «убежища» для стволовых клеток. Возможно также, что при наличии в организме злокачественного новообразования interstitium начинает играть важную роль в метастазировании, распространении опухолевых клеток по организму.

Изначально пузырьки interstitium‘а были обнаружены под кожей, но дальнейшее исследование показали, что присутствуют они и в кишечнике, лёгких, стенках кровеносных сосудов и в лёгких. Но увидеть эти вездесущие «капельки» учёным удалось только при помощи нового инструмента, конфокального лазерного эндомикроскопа (confocal laser endomicroscope), позволяющего изучать микроскопическое строение тканей живых людей. Авторы предыдущих исследований в этой области использовали преимущественно биопсийный материал — образцы тканей, взятых у пациентов и специальным образом обработанных и высушенных. Этот подход, хотя и считается достаточно информативным, не позволил учёным разглядеть небольшие пузырьки, наполненные жидкостью.

Это не первое открытие нового органа в человеческом теле, сделанное в последнее время. Ранее мы писали о том, что в 2015 году учёным удалось обнаружить лимфатическую систему в мозге человека.