Чрезмерная любовь к спорту связана с риском развития болезней сердца

Учёные не призывают отказаться от спорта полностью. Но соблюдать умеренность при составлении расписания тренировок всё-таки стоит.

Слишком длительные и частые тренировки могут привести к смерти, сообщают учёные. Белые мужчины, занимающиеся спортом 7,5 и более часов в неделю, приблизительно в два раза чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем те, кто соблюдает умеренность при составлении расписания тренировок.

Исследователи из Чикаго сравнили данные наблюдений за 25-летний период и пришли к неожиданному выводу. Оказалось, что у слишком активно тренирующихся белых мужчин риск закупорки коронарных артерий в среднем возрасте повышается на 86%. Однако к чернокожим мужчинам это наблюдение не относится.

Предположительно, чрезмерные нагрузки со временем влияют на артерии таким образом, что процесс кальцификации начинает идти активнее.

Группа учёных из Иллинойского университета в Чикаго (University of Illinois at Chicago) совместно с коллегами из медицинского консорциума Kaiser Permanente изучили графики активности 3175 белых и чёрных мужчин, принявших участие в долговременном исследовании CARDIA. Основной целью работы стал поиск признаков кальцификации коронарных артерий, известного фактора риска развития болезней сердца. Пациенты, у которых выявлены такие признаки, нуждаются в специальной профилактике.

Исследование, которое легло в основу новой работы, относилось к долговременным: за участниками наблюдали на протяжении 25 лет. На момент входа в работу добровольцам было от 18 до 30, на момент завершения наблюдения — от 43 до 55 лет.

Дипила Ладду (Deepila Laddu), доцент физической терапии колледжа прикладных медицинских наук (College of Applied Health Sciences) Иллинойского университета, рассказывает: «Мы ожидали, что более высокий уровень физической активности будет связан с более низкими показателями кальцификации».

Однако в результате анализа учёные выяснили, что всё не так однозначно. У наиболее активно тренировавшихся белых мужчин исследователи обнаружили более высокий риск кальцификации, в то время как для чернокожих такой закономерности выявлено не было.

Учёные разделили всех членов выборки на три группы. Добровольцы из первой тренировались меньше, чем указано в национальных рекомендациях (то есть, менее 150 минут в неделю). Напротив, члены третьей группы уделяли спорту 450 и более минут в неделю, также игнорируя рекомендации экспертов. В среднем риск развития кальциноза в зрелом возрасте в третьей группе оказался на 27% выше, чем в первой.

Когда исследователи проанализировали те же данные, но с учётом пола и расовой принадлежности добровольцев, оказалось, что в группе наивысшего риска оказались активно тренировавшиеся белые мужчины. Подобная тенденция была выявлена и у белых женщин, но статистически достоверных значений разница между участницами из первой и третьей групп не достигла.

Ладду добавляет: «Поскольку результаты работы продемонстрировали существенные различия между представителями белой расы и чернокожими добровольцами […], данные указывают на необходимость проведения дополнительных исследований, учитывающих расовую принадлежность. Также необходимо изучить другие биологические механизмы, приводящие к кальцификации артерий у активно тренирующихся людей».

Впрочем, исследователи подчеркнули, «это не значит, что кто-либо должен отказываться от занятий спортом».

Результаты исследования опубликованы в издании Mayo Clinic Proceedings.