Американские учёные расширили возможность применения алкоголя в лечении рака

Опухоли на разных этапах лечения. На верхнем правом снимке видно, что введение нового препарата привело к полному исчезновению новообразования.

В развитых странах химиотерапия стоит дорого. В развивающихся она порой оказывается и вовсе недоступна. И дело тут не только в самих препаратах, но и в таких прозаических вещах, как энергоснабжение и наличие медицинского персонала. Нехватка ресурсов, необходимых для здравоохранения, сделала очевидным тот факт, что один и тот же онкологический диагноз в развивающихся странах с большей вероятностью приведёт к гибели пациента, чем в развитых.

Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо дешёвое, несложное, мобильное и — желательно — не хирургическое — решение, не требующее к тому же наличия электроснабжения. Группа исследователей из Университета Дьюка (Duke University) продемонстрировала, что введение препарата на основе этилового спирта непосредственно в плоскоклеточную карциному приводит к 100% излечению у модельных животных.

Так называемая этаноловая абляция уже известна медикам. Если этанол вводится в опухоль, он разрушает белки и вызывает дегидратацию и смерть раковых клеток. Подход применяется в лечении одной из разновидностей рака печени, и по эффективности он сопоставим с хирургической операцией. А самое главное, что стоимость такой терапии составляет менее 5 долларов.

Однако этаноловая абляция обладает собственными ограничениями. Во-первых, она подходит только для борьбы с опухолями, окружёнными соединительнотканной капсулой. Во-вторых, для лечения необходимо значительное количество этилового спирта, и если он «протечёт» в близлежащие ткани, то повредит их. И, наконец, в-третьих, терапия должна проводиться курсом.

Чтобы преодолеть эти затруднения, авторы новой работы смешали этанол с этилцеллюлозой, создав раствор, который, будучи введённым в опухоль, превращается в гель и остаётся вблизи места введения. Сначала новый препарат был опробован на искусственных «опухолях», точнее, на учебных фантомах, а затем — введён подопытным хомякам.

Сначала животным был введён канцероген DMBA — и через 22 недели у многих хомяков сформировались опухоли, в основном, плоскоклеточные карциномы без капсул.

Подопытные животные были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Хомякам из первой учёные вводили в опухоль чистый этанол. После 7 дней лечения ни одна из пяти опухолей не регрессировала полностью. Напротив, в экспериментальной группе полный регресс на седьмой день был зарегистрирован у 6 из 7 опухолей, а на восьмой день исчезло и последнее новообразование. Таким образом, эффективность нового препарата-кандидата составила 100%.

Следует, однако, понимать, что речь идёт о небольшом исследовании с использованием подопытных животных. До внедрения в клиническую практику ещё далеко. Тем не менее, первые результаты можно назвать многообещающими: по данным авторов, всего одной инъекции геля может быть достаточно для избавления от опухолей некоторых видов. Учёные полагают, что новый подход в будущем может быть использован для лечения некоторых типов рака молочной железы и предраковых состояний шейки матки.