Вирус Эбола не исчезает, он просто прячется

Вирус Эбола.

Пережившие лихорадку Эбола часто жалуются на проблемы со зрением, боль в мышцах и другие неприятные симптомы. Это явление, названное «синдромом пост-Эбола», известно около 20 лет, но особенно активно о нём заговорили во время эпидемии 2013—2016 гг. Конкретные механизмы, которые стоят за синдромом, пока не ясны. Учёные из Медицинского исследовательского института инфекционных заболеваний армии США (United States Army Medical Research Institute of Infectious Diseases) сделали важный шаг в этом направлении — они проанализировали ткани макак резусов, на которых тестировали лекарства от лихорадки и показали, что часть животных так и не победила болезнь. Вирус спрятался так, что иммунная система не смогла его достать и ждал своего часа. Результаты исследования опубликованы в Nature Microbiology.

Люди, которым, казалось бы, удалось победить страшную лихорадку, страдают от болей в суставах и мышцах, когнитивных нарушений, потери слуха и многих других неприятностей. Почти половина тех, кто пережил последнюю эпидемию, жаловались на проблемы с глазами: помутнение зрения, боль и дискомфорт. Механизмы, которые лежат в основе этих нарушений, изучены плохо. Известны случаи, когда у выживших в семенной, глазной или спинномозговой жидкости находили РНК вируса спустя несколько месяцев после излечения. Несколько раз носители инфекции даже умудрялись передать её половым путём — и это плохая новость, потому что эпидемия может начаться даже из-за одного такого контакта. Исследователи хотят понять, почему вирус настолько живуч, но животных моделей, на которых можно было бы проводить исследования, пока нет.

Эффективные препараты и вакцины от Эболы ещё не вышли на рынок, и врачи занимаются, в основном, симптоматическим лечением. Но препараты активно разрабатывают, а то, что получилось, тестируют на нечеловекообразных приматах. Американские медики подумали: если на обезьянах можно изучать лихорадку, почему не изучать на них развитие устойчивой инфекции? Подумали и достали из хранилища ткани макак-резусов и макак-крабоедов. Эти животные участвовали в испытаниях антивирусных препаратов и вакцин, после чего их усыпили, а органы законсервировали.

112 макак-резусов после заражения Эболой прожили 43 дня — всё время, пока длился эксперимент. Часть из них лечили, а часть нет. На момент смерти ни у кого из животных не было в крови РНК вируса. Однако когда учёные проанализировали ткани глаз, семенников, мозга, лёгких, селезёнки и лимфатических узлов, у 11 макак вирус всё-таки нашли. Он прятался в глазах, семенниках и мозге — похожую картину наблюдали и у людей. Чтобы понять, как развивается эта устойчивая инфекция, исследователи обратились к смертельным случаям. Они отобрали ткани 24 макак-резусов, которых болезнь «съела» за 5—11 дней и 14 животных, проживших 16—24 дня, но не дотянувших до конца эксперимента.

Изучая три группы приматов, учёные заметили, что чем дольше обезьяны боролись с лихорадкой, тем глубже прятался вирус. У тех, кто умер быстро, репликация вируса шла, в основном, в крови. У более живучих — вирус распространялся в окружающую ткань. У макак, которые завершили 43-дневный эксперимент, он забрался глубоко в «иммунопривилегированные зоны» — части тела, где появление антигена не вызывает иммунного ответа. Кроме того, учёным удалось найти белки, которые служат резервуарами вируса — гликопротеины CD68+. Эти вещества участвуют в метаболизме и работе иммунитета.

Интересно, что у макак-крабоедов РНК вируса в тканях обнаружить не удалось. Учёные предполагают, что виной тому экспериментальная вакцина (остальные животные получали лечение уже после начала лихорадки), но призывают не делать поспешных выводов. Авторы работы считают, что синдром пост-Эбола можно изучать на приматах — результаты нового исследования показали, что они тоже страдают от устойчивой инфекции. Раньше создать животные модели не удавалось из-за высокой смертности, но новые экспериментальные препараты позволяют довольно долго сохранять обезьянам жизнь, отмечают исследователи.