Разработана вакцина от атеросклероза

Атеросклероз опасен своими осложнениями, прежде всего — инфарктами и инсультами.

В исследовании, опубликованном недавно в издании European Heart Journal, утверждается, что учёным удалось создать вакцину, которая, возможно, создаст защиту от повышения уровня холестерина и связанного с этим сужения артерий. Целью вакцины AT04A станет выработка антител к белку, вырабатываемому человеческим организмом.

В ходе эксперимента исследователи ввели AT04A под кожу мышей, получавших богатую жирами пищу. Этот рацион должен был имитировать так называемую «западную диету», которой сегодня придерживаются многие жители развитых стран. Жирная пища привела к повышению уровня холестерина в крови подопытных животных и развитию у них атеросклероза.

После прививки общий уровень холестерина снизился в среднем на 53%, выраженность атеросклеротического поражения артерий уменьшилась на 64%, а уровень маркеров воспаления стенок сосудов — на 21—28% по сравнению с показателями мышей, не получивших вакцину.

«AT04A стимулировала выработку антител, нацеленных на белок PCSK9 в течение периода наблюдения, — рассказывает Гунтер Штаффлер (Gunther Staffler), технический директор компании AFFiRiS, разработавшей вакцину. — Как результат, у подопытных животных надолго снизились уровни холестерина, что и привело к уменьшению жировых отложений в артериях и затиханию воспалительных процессов в стенках артерий».

Фермент PCSK9 препятствует перемещению «плохого» холестерина (липопротеинов низкой плотности) из крови в печень для последующей переработки. Новое исследование стало первой работой, в которой было показано, что иммунную систему можно обучить вырабатывать антитела к этому белку.

То, в какой степени снижался уровень холестерина, оказалось прямо связано с концентрацией антител, выработку которых индуцировала вакцина. Как сообщают исследователи, этот факт указывает на то, что именно антитела привели к уменьшению концентрации холестерина и замедлили развитие атеросклероза. Так как к концу исследования титры антител всё ещё оставались высокими, можно предположить, что их работа продолжится и после, а значит, эффект будет долговременным.

Недавно была запущена первая фаза клинических испытаний новой вакцины — учёные хотят выяснить, удастся ли воспроизвести у людей результаты, полученные на животных. «Если у людей будут получены сходные результаты, это может означать, что мы разработали лекарство, которое будет работать долго. Так как высокие титры антител сохраняются на протяжении месяцев после вакцинации, после первой прививки пациентам будет достаточно проводить ежегодную ревакцинацию», — поясняет Штаффлер. Он также выразил надежду на то, что новый метод лечения окажется более удобным и эффективным для больных, а приверженность к терапии повысится.

Однако пока в распоряжении медиков имеются только препараты для снижения уровня холестерина, например статины. В отличие от новой вакцины их необходимо принимать ежедневно, причём пожизненно, и, хотя, как правило, статины хорошо переносятся, у некоторых пациентов они вызывают тяжёлые нежелательные реакции.