Испытания вакцины от героина на приматах

«Уж лучше сделай прививку от героина», — советуют герои фильма «На игле».

Учёные из Научно-исследовательского института Скриппс (Scripps Research Institute) объявили об успешных испытаниях вакцины от героина на макаках-резусах. Это первый случай, когда вакцина от опиатов смогла преодолеть эту стадию доклинических испытаний — по крайней мере, так говорят сами исследователи. Результаты работы опубликованы в Journal of the American Chemical Society.

Новая вакцина содержит компонент, напоминающий по структуре молекулу героина. Когда она попадает в организм, иммунная система учится вырабатывать антитела против наркотика и психоактивных продуктов его распада. Эти антитела нейтрализуют героин и не дают ему добраться до мозга — в результате вещество не вызывает состояния эйфории. Учёные из Института Скриппс считают, что лишившись «кайфа», наркозависимые люди смогут побороть пагубную страсть и вернуться к нормальной жизни.

Химик Ким Джанда (Kim Janda) и его коллеги занимались разработкой вакцины более 8 лет, и уже протестировали её в пробирке и на грызунах. Для нового исследования учёные усовершенствовали действующее вещество таким образом, чтобы структурное сходство с молекулой героина стало ещё сильнее — это должно было вызвать более эффективный иммунный ответ. Вакцину вводили четырём макакам-резусам, и после трёх прививок у животных наблюдалась сильная иммунная реакция, причём их организм мог нейтрализовать разные дозы наркотика. Эффект наиболее ярко проявлялся в первые четыре недели и сохранялся дольше 8 месяцев.

Нежелательных побочных реакций после введения вакцины зарегистрировать не удалось. «Мы считаем, что вакцина-кандидат достаточно безопасна для того, чтобы приступать к испытаниям на людях», — говорит Джанда. Он отмечает, что все компоненты, использованные при изготовлении вакцины, либо уже одобрены Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration), либо доказали свою безопасность в ходе предыдущих клинических исследований.

Эксперименты на приматах проходили в два этапа: в ходе предварительного исследования вакцину вводили только двум животным, а спустя 7 месяцев опыт повторили с участием ещё двух макак. Интересно, что обезьяны, которым довелось испытать вакцину первыми, в ходе второго раунда показывали более сильный иммунный ответ. Учёные предполагают, что их антитела сохранили своего рода «память» о вакцине. Если на людей прививка будет действовать так же, наркозависимые люди получат долговременный иммунитет к героину. «Нам было очень приятно видеть, что вакцина оказывает такое длительное действие на нечеловекообразных приматов», — говорит один из авторов работы Пол Бремер (Paul Bremer).

Ещё одно преимущество новой вакцины в том, что она блокирует только действие героина, никак не сказываясь на приёме обезболивающих, средств против передозировки наркотиков и других препаратов. По словам учёных, это первый случай, когда вакцина от героина успешно прошла тестирование на приматах. Ранее этот этап исследований пропускали и сразу переходили к испытаниям на людях — однако лекарство в итоге не оправдывало ожиданий. Бремер утверждает, что новый препарат работает лучше предшественников, поскольку научная группа уделила особое внимание химическому строению компонентов и тому, насколько хорошо антитела связываются с молекулами героина.