Болезнь Паркинсона и иммунитет. Новые сведения

Тельце Леви
Тельце Леви (коричневое пятно) в нейроне чёрного вещества при болезни Паркинсона. Коричневый цвет придаёт окрашивающийся белок α-синуклеин.

Найдены первые прямые свидетельства тому, что в развитии болезни Паркинсона важную роль играют аутоиммунные реакции. Полученные результаты повышают вероятность того, что гибель нейронов при болезни Паркинсона может быть предотвращена с помощью терапии, которая ослабляет иммунный ответ.

Материалы исследования, проведённого специалистами Медицинского центра Колумбийского университета (Columbia University Medical Center, CUMC) и Института аллергии и иммунологии в Ла-Холье (La Jolla Institute for Allergy and Immunology), опубликованы в журнале Nature.

«Идея о том, что нарушение работы иммунной системы способствует развитию Паркинсона, существует почти 100 лет, — говорит один из авторов исследования профессор CUMC Дэвид Зульцер (David Sulzer). — Но до сих пор никто не мог связать все факты воедино. Наши результаты показывают, что два фрагмента белка α-синуклеина, который накапливается в клетках мозга людей с болезнью Паркинсона, могут активировать Т-клетки, участвующие в аутоиммунных атаках».

«Ещё только предстоит выяснить, является ли иммунный ответ на альфа-синуклеин первопричиной болезни Паркинсона, или же он способствует гибели нейронов и ухудшению состояния больного уже после начала заболевания, — продолжает соавтор исследования профессор Центра инфекционных заболеваний Института аллергии и иммунологии в Ла-Холье Алессандро Сетте (Alessandro Sette). — Эти результаты, однако, дают надежду на появление столь необходимого диагностического теста на болезнь Паркинсона и могут помочь нам выявлять лиц, подверженных риску развития болезни или находящихся на ранних стадиях заболевания».

Когда-то считалось, что нейроны защищены от аутоиммунных атак. Но исследование 2014 года показало, что дофаминовые нейроны (именно они поражаются при болезни Паркинсона) уязвимы, так как на их поверхности находятся белки, которые могут восприниматься Т-лимфоцитами как чужеродные.

Новое исследование показало, что Т-клетки могут быть обмануты тем, что на поверхности дофаминовых нейронов скапливаются повреждённые формы α-синуклеина, а это ключевая особенность болезни Паркинсона.

«В большинстве случаев при болезни Паркинсона дофаминовые нейроны заполняются структурами, так называемыми тельцами Леви, которые в основном состоят из неправильных форм альфа-синуклеина», — напоминает доктор Зульцер.

В ходе исследования учёные сравнили реакцию клеток крови 67 больных и 36 здоровых людей на альфа-синуклеин и другие находящиеся в нейронах белки. Иммунные клетки здоровых людей показали меньшую активность, чем T-лимфоциты больных, очевидно уже настроены на обнаружение альфа-синуклеина. Также показано, что активный иммунный ответ чаще встречается у людей с распространённым вариантом определённого, связанного с иммунной системой, гена. Это может объяснить, почему многие люди с таким геном рано или поздно заболевают паркинсонизмом.

Доктор Зульцер предполагает, что аутоиммунитет при болезни Паркинсона возникает, когда нейроны уже не способны избавиться от аномального альфа-синуклеина.

«Молодые и здоровые клетки расщепляют и утилизируют старые и повреждённые белки, — говорит он. — Но активность процесса переработки снижается с возрастом или при определённых заболеваниях, включая болезнь Паркинсона. Если аномальные формы α-синуклеина начинают накапливаться, а иммунная система не видела его раньше, данный белок может быть воспринят как агрессор, который должен быть атакован».

Научная группа Зульцера и Сетте продолжает работу. Необходимо показать на клеточных и животных моделях конкретные молекулярные пути, которые приводят к аутоиммунной реакции. Исследователи надеются, что их данные помогут создать методы терапии, которые помогут облегчить состояние людей, страдающих от болезни Паркинсона.