Чикагский стартап Triggr Health предлагает бороться с наркотической и алкогольной зависимостью с помощью мобильного приложения. В его основе — искусственный интеллект, который следит за активностью пользователя и прогнозирует рецидив за несколько дней. Как только становится ясно, что человек готов вернуться к старым привычкам, с ним связывается команда профессионалов. Представители Triggr утверждают: алгоритм оказывается прав в 92% случаев.
Идея приложения возникла у сооснователя и CEO Triggr Джона Хаскелла (John Haskell) во время учёбы в Стэнфорде. Это был непростой период его жизни: сам Хаскелл страдал от биполярного расстройства, а одна из его подруг по университету боролась с наркотической зависимостью. В конце концов она сдалась, решила бросить лечение и думала о самоубийстве. В этот переломный момент ей позвонила мать — и разговор с близким человеком вернул девушку на «конструктивный путь». Когда Хаскелл спросил у матери девушки, почему она решила позвонить именно тогда, она сказала, что это было «материнское чутьё».
Будущий основатель Triggr сообразил, что «материнское чутьё» можно имитировать с помощью новых технологий. «Она знала, что что-то было не так, — рассказывает он. — Она это чувствовала. Но что в этом случае было особенно интересно, так это все эти источники данных». К примеру, его подруга любила онлайн-игру Words with Friends — что-то вроде Scrabble через интернет — но вдруг перестала в неё играть. Она посылала смс посреди ночи, а значит, не спала. «Интуиция — это просто вопрос данных», — комментирует Хаскелл.
Это «материнское чутье» и предлагает своим клиентам Triggr Health. Работает это так: человек устанавливает приложение, которое отслеживает его активность и прогнозирует вероятность возвращения к алкоголю, сигаретам и другим наркотическим веществам. Triggr учится различать обычное для человека поведение и неожиданные отклонения — например, изменение маршрута или режима дня, увеличение или уменьшение количества исходящих сообщений и так далее. В зависимости от активности, алгоритм присваивает пользователям рейтинг по шкале от 1 до 10. «1» значит, что у клиента всё благополучно, «10» — он готов сорваться, и с ним срочно нужно связаться; в этом случае система уведомляет специалистов. Работа стартапа не сводится к обслуживанию приложения — оно крайне важно для системы, но помимо алгоритмов с клиентами работает команда профессионалов, которые могут не только морально поддержать, но и выписать лекарства, если это необходимо.
Издание MIT Technology Review рассказывает, как Triggr Health пользуется женщина по имени Таша Хедстром (Tasha Hedstrom). Приложение считает дни, прошедшие с момента отказа от наркотиков, а Хедстром несколько раз в день общается со специалистами через встроенный чат. Если она не пишет им целый день, они сами связываются с Хедстром. Команда Triggr использует текстовые сообщения, никаких звонков. С одной стороны, это позволяет алгоритмам анализировать переписку, искать слова вроде «стресс» и «желание» и учитывать эти данные при присвоении рейтинга. С другой — специалистам приходится полагаться исключительно на предсказания алгоритма, поскольку они лишены важной информации, которую можно получить во время общения голосом или лицом к лицу.
Благо алгоритм, если верить представителям Triggr, работает отменно. Сейчас он предсказывает рецидив за три дня с точностью в 92%. Год назад ИИ оказывался прав в 85% случаев — алгоритмы «умнеют» благодаря машинному обучению. Чем больше данных, тем лучше работает система. Специалисты, которые общаются с клиентами лично, постоянно следят за тем, какие слова ободрения и поддержки лучше всего помогают конкретным людям. Некоторыми примерами делятся с программистами — если возникнет проблема, алгоритм предложит сотруднику наиболее эффективный способ общения и текст, на который человек наверняка ответит.
На сайте Triggr Health ничего не говорится о цене услуг, но Хедстром рассказывает, что платит меньше двух долларов (<115 рублей) в день. По мнению журналиста MIT Technology Review, самый эффективный способ монетизации для такой компании — сотрудничество с правительственными и страховыми организациями. Стоимость стационарного лечения наркозависимых может доходить до 17 000 долларов в месяц — при таких расценках проще заплатить стартапу. Судя по всему, Triggr — «камерная» организация: на сайте указаны имена всего 15 сотрудников. Известно, что специалисты, которые общаются с клиентами, отслеживают 500 человек каждый, при этом компания обеспечивает обратную связь 7 дней в неделю 24 часа в сутки.
Несмотря на все достоинства системы, назвать её универсальным лекарством от наркотической зависимости никак нельзя. Во-первых, смартфоны есть не у всех наркозависимых, во-вторых, даже те, у кого они есть, могут не согласиться на «слежку» через приложение. Кроме того, компания не проводила никаких клинических испытаний своей системы, воспользовавшись тем, что FDA не регулирует её деятельность. Психиатр и специалист по клинической информатике Джон Тороус (John Torous) написал несколько научных работ о приложениях для заботы о ментальном здоровье. «Люди недооценивают сложность работы с этими данными, — говорит он. — Смартфоны вышли на массовый рынок 10 лет назад, а мы всё ещё не произвели революцию в области охраны психического здоровья. Если бы для этого нужно было просто сделать приложение, 10 лет спустя всё уже было бы готово. Люди — сложные существа».