Аутисты считают свои интересы не проблемой, а «спасательным кругом»

Аутистический спектр охватывает широкий спектр состояний. Многие люди с аутистическими чертами способны — при достаточной поддержке от окружающих — преуспеть в самых разных областях деятельности.

Взрослые, страдающие расстройствами аутистического спектра, рассматривают свои интересы как поле для изучения или как способ выбора профессиональной сферы. Об этом сообщается в новом исследовании группы учёных из Школы культуры, образования и развития человека Штейнхарда (Steinhardt School of Culture, Education, and Human Development) при Нью-Йоркском университете (New York University). Увлечённость чем-либо, часто возникающая при аутизме и сходных заболеваниях, по мнению самих пациентов, также может служить средством преодоления тревоги.

Известно, что при аутизме люди часто испытывают сильный интерес к объектам науки или искусства. При этом многие аутисты отличаются глубокими познаниями в выбранной области, будь то поезда, животные или мультипликационные фильмы.

Ранее считалось, что сильный интерес к какому-либо предмету «ограничивает» людей, живущих с аутизмом, и мешает им поддерживать социальные связи из-за сужения круга подходящих тем для разговора. Однако в последнее время в научной литературе наблюдается изменение отношения к таким интересам. Увлечения теперь рассматриваются не как негативное проявление заболевания, а как способ раскрытия потенциала людей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Новая работа подтверждает оправданность этого подхода.

В ходе исследования изучалась роль, которую интересы играют в жизни взрослых аутистов. Кроме того, учёные выяснили, как участники исследования относятся к своим детским интересам, и как эти интересы встроены во взрослую жизнь. В выборку вошли 80 добровольцев, страдающих расстройствами аутистического спектра, в возрасте от 18 до 70 лет. Исследование проводилось методом онлайн-опроса.

Оказалось, что опрошенные положительно воспринимают свои увлечения, как детские, так и взрослые, и полагают, что проявления интереса следует поощрять. 92% участников исследования также отметили, что увлечения помогают им успокоиться и справиться с тревогой.

«Многие из опрошенных сообщили, что интересы играют в их жизни роль «спасательного круга», — рассказывает автор исследования Кристи Паттен Кёниг (Kristie Patten Koenig), руководитель отделения реабилитационной терапии в Школе Штейнхарда.

Отвечая на вопросы о своём детстве, участники исследования отметили, что большинство (53%) родителей поддерживали интересы своих детей. А вот поддержку со стороны учителей получали лишь 10% добровольцев.

«Это указывает на наличие серьёзного пробела в педагогических практиках. Учащимся, которые страдают расстройствами аутистического спектра, не хватает поддержки учителей и способов приложения своих интересов в классе», — добавляет Кёниг.

По мере взросления предпочитаемые интересы у большинства (68%) опрошенных изменились. Однако 19% участников сообщили, что интересуются одним и тем же предметом на протяжении всей жизни.

В исследовании предлагается использовать увлечения в учёбе и на работе, рассматривая их как сильные стороны личности. Важно, что 86% участников сообщили, что в настоящее время их работа или учёба связана с их интересами.

«Результаты нашего исследования поддерживают парадигму, в рамках которой интересы аутистов рассматриваются как сильные стороны личности. Она приходит на смену подходу, предполагавшему, что сильные увлечения чем-либо и сенсорная чувствительность обладают только негативным влиянием на жизнь аутистов, — заключает Кёниг. — Предложения работы, учитывающие личные интересы, могут помочь в профессиональном развитии и внести вклад в общее благополучие людей, страдающих расстройствами аутистического спектра».

Анна Керман :