Трансплантация микробиоты уменьшила выраженность симптомов аутизма

Дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, испытывают сложности с инициацией и поддержкой социальных связей. Кроме того, у них часто возникает потребность постоянно повторять одни и те же действия или движения, что также затрудняет общение со сверстниками.

Группа учёных под руководством исследователей из Университета штата Аризона (Arizona State University) использовала новый подход в поиске эффективного метода лечения аутизма. В основе этого подхода — нормализация состава микрофлоры кишечника пациентов при помощи трансплантации фекальной микробиоты.

Предварительные результаты выглядят многообещающе, но для внедрения этого метода в клиническую практику потребуются дополнительные исследования.

Исследователи из университетов Северной Аризоны, Огайо и Миннесоты завершили работу, в которой приняли участие 18 детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 7 до 16 лет. Результаты исследования были опубликованы в издании Microbiome.

Предыдущие работы, проводившиеся на базе Университета штата Аризона, продемонстрировали связь между аутизмом и составом и многообразием кишечной микробиоты.

Участники нового исследования прошли 10-недельный курс лечения. Он начался с приёма антибиотиков и очистки кишечника. После этого все добровольцы на протяжении 8 недель ежедневно получали препараты фекальной микробиоты здоровых людей.

Лечение привело к долговременному улучшению состояния пациентов. В частности, интенсивность желудочно-кишечных симптомов, связанных с расстройствами аутистического спектра, снизилась в среднем на 80%. Выраженность поведенческих нарушений уменьшилась в среднем на 20-25%. У детей, например, нормализовался режим сна, и улучшились навыки общения.

В ходе трансплантации фекальной микробиоты происходит перемещение живых бактерий от здорового донора к реципиенту. Донорский материал содержит около тысячи разных видов бактерий-симбионтов. Он выступает в роли пробиотика широкого спектра действия, восстанавливая нормальный состав микробиоты в кишечнике реципиента.

«После трансплантации у пациентов мы наблюдали увеличение видового разнообразия микробиоты. Кроме того, увеличивалось количество определённых бактерий, особенно представителей рода Prevotella. В предыдущих работах было показано, что численность этих микроорганизмов у детей с расстройствами аутистического спектра обычно невелика», — рассказывает другой руководитель работы, Дэ Вук Кан (Dae-Wook Kang).

Бактерии, полученные в ходе курса лечения, сохранились и после его завершения.

«Это очень важно. Мы не просто обеспечили участников исследования «хорошими» микроорганизмами. Бактерии, пересаженные в процессе лечения, изменили саму среду в кишечнике пациентов. Она стала привлекательной для полезных бактерий, что и привело к колонизации», — рассказывает соавтор работы Роза Краймальник-Браун (Rosa Krajmalnik-Brown).

Учёные предостерегают членов семей, в которых живут дети с расстройствами аутистического спектра, от попыток повторить проведённый эксперимент самостоятельно.

«Хотя мы находим новый метод лечения многообещающим, важно, чтобы дети и родители, прежде всего, получили консультацию лечащего врача, — поясняет Краймальник-Браун. — Неправильное проведение трансплантации может привести к развитию тяжёлых желудочно-кишечных инфекций».