Противоопухолевые препараты способны блокировать репликацию вируса Зика

Профессор Олли Вапалахти, один из ведущих авторов исследования, посвящённого поиску эффективных методов лечения лихорадки Зика.

Группа учёных из Хельсингского университета (финн. Helsingin yliopisto) продемонстрировали, что три препарата для лечения онкологических заболеваний эффективно подавляют активность вируса Зика в клетках организма человека. Результаты работы способны стать основой для разработки противовирусных препаратов широкого спектра действия, работающих на клеточном уровне. Новые препараты могут помочь в борьбе с лихорадкой Зика и другими вирусными заболеваниями.

Заражение вирусом Зика во время беременности связывают с развитием врождённых аномалий головного мозга ребёнка. По этой причине эксперты Всемирной организации здравоохранения назвали его одним из 11 вирусов, требующих немедленного изучения и скорейшей разработки эффективных лекарственных средств. В настоящее время препаратов с доказанной эффективностью для лечения лихорадки Зика не существует.

Для репликации вируса гриппа и многих других вирусов необходимо, чтобы в клетке организма-хозяина присутствовало несколько определённых «мишеней». Эти «мишени» менее подвержены мутациям, чем собственно вирусы. Поэтому разработка препаратов, взаимодействующих с клетками организма, а не с вирусами, может быть более эффективной стратегией борьбы с вирусными заболеваниями.

Группа учёных под руководством доктора Дениса Каинова (Denis Kainov) из Института молекулярной медицины Финляндии (фин. Suomen molekyylilääketieteen instituutti, FIMM) и профессор Олли Вапалахти (Olli Vapalahti) из отделения вирусологии и ветеринарной биологии Хельсингского университета решили изучить эффективность этого подхода применительно к вирусу Зика. В исследовании, которое было опубликовано в издании Antiviral Research, учёным удалось показать, что противоопухолевые препараты, взаимодействующие с «мишенями» в клетках организма-хозяина, также эффективны в отношении вируса Зика.

Исследователи использовали модель на основе клеток пигментного эпителия человеческой сетчатки. Клетки были заражены штаммом вируса Зика, полученным из головного мозга эмбриона. Затем учёные провели серию экспериментов с использованием трёх препаратов: обатоклакса (obatoclax), салифенилхаламида (saliphenylhalamide) и гемцитабина (gemcitabine). Препараты предотвращали синтез «строительных блоков» вируса и сборку новых вирусных частиц. При этом минимальная эффективная доза препаратов оказалась нетоксичной для самих клеток.

«Наши результаты показали, что эти препараты и их комбинации эффективно подавляют взаимодействие вируса Зика с клетками организма-хозяина. Более того, полученные данные расширили спектр противовирусной активности изученных препаратов и пролили свет на механизм их действия», — рассказывает доктор Каинов.

«В нашем исследовании было показано, что перепрофилирование существующих лекарственных средств или препаратов, находящихся на стадии разработки, может ускорить разработку эффективных методов лечения лихорадки Зика. Кроме того, такой подход способен обеспечить нас инструментами для борьбы с новыми вирусными заболеваниями», — добавляет профессор Вапалахти.