Доля женщин, решивших родить первого ребёнка после 35, неуклонно растёт. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), за последние 4 десятилетия этот показатель изменился очень значительно: от 1,7 случая на 1000 родов в 1972 году до 11 случаев на 1000 родов — в 2012.
В нескольких исследованиях указывалось, что рождение первого ребёнка в зрелом возрасте связано с повышением риска развития осложнений беременности. Кроме того, женщины детородного возраста чаще нуждаются в проведении кесарева сечения. Предположительно, это связано с недостаточно активными схватками в процессе родов.
Исследователи из Королевского колледжа Лондона (King’s College London) в Великобритании решили изучить физиологические изменения в материнском организме, которыми можно было бы объяснить развитие связанных со схватками осложнений.
Результаты исследования, проведённого на модельных животных, были опубликованы в издании The Journal of Physiology.
Исследователи под руководством Рейчел Трайб (Rachel Tribe), специалиста по женскому здоровью из Королевского колледжа, использовали беременных мышей для создания модели процессов, характерных для матерей зрелого возраста. Максимума фертильности мыши достигают в 3—5 месяцев, поэтому беременность у 8-месячных мышей может рассматриваться как эквивалент человеческой беременности в возрасте 35 лет.
Трайб и её коллеги изучили физиологические функции шейки и мышечных стенок матки беременных мышей. Учёные исследовали характер схваток, ответ матки на окситоцин, численность митохондрий в клетках животных, а также влияние прогестерона.
Окситоцин — это гормон, в норме вырабатываемый нашим организмом. Он выполняет целый ряд функций, в частности, в процессе родов он управляет сокращениями матки. В акушерстве окситоцин используется для стимуляции родовой деятельности.
Митохондрии иногда называют «электростанциями» клетки. Это небольшие органоиды, обеспечивающие клетку энергией. В рамках нового исследования учёные оценивали количество митохондрий, чтобы понять, сколько энергии они могут дать мышцам матки в ходе схваток.
Прогестерон — гормон, играющий ключевую роль в процессе беременности. Во-первых, он способствует утолщению стенок матки, подготавливая их к прикреплению плода. Во-вторых, прогестерон укрепляет стенки матки, что крайне важно для будущих схваток. И, наконец, прогестерон связан с уменьшением активности матки, он мешает матке начать сокращаться раньше срока.
Исследователи обнаружили ряд изменений в работе гормонов и структуре мышц экспериментальных животных. Эти изменения могут объяснить то, что роды у подопытных животных начинались с запозданием.
У мышей старшего репродуктивного возраста способность мышц матки к сокращениям была уменьшена. Кроме того, мышцы слабее реагировали на стимулирующее воздействие окситоцина, а в мышечных клетках наблюдалось уменьшение числа митохондрий.
Исследователи также выявили изменения в работе прогестерона, как полагают авторы работы, могут объяснить задержку родов.
«Наше исследование продемонстрировало, что существуют физиологические и клеточные изменения, связанные с возрастом матери. Они могут приводить к нарушению родовой деятельности. Срок начала родов и ход самого процесса родоразрешения напрямую связаны с материнским возрастом, что и может оказаться причиной развития осложнений», — рассказывает Трайб.
Соавтор исследования доктор Рима Патель (Rima Patel), доцент отделения женского здоровья в Королевском колледже Лондона, добавляет: «В нашем исследовании использовались модельные животные, мыши. Теперь нужны дополнительные работы, включающие в себя измерение уровня гормонов и изучение мышечной стенки матки, но уже на людях. Такие исследования необходимы для разработки новых клинических подходов к ведению беременных зрелого возраста. В конечном счёте, мы должны дать этим женщинам возможность родить ребёнка без осложнений и других нежелательных последствий».