Найден новый белок, регулирующий длину теломер

Эрос Ладзерини Денки и аспирант TSRI Джулия Су Джоу Ли (Julia Su Zhou Li) — авторы исследования.

В Научно-исследовательском институте Скриппс (The Scripps Research Institute, TSRI) обнаружили белок, настраивающий механизм запрограммированного клеточного старения.

Этот ранее неизвестный белок, получивший имя TZAP, связывается с концами хромосом и определяет, какой длины могут быть теломеры. Длина теломер — важный параметр, определяющий продолжительность жизни клетки в организме. Теломеры играют одну из ключевых ролей в процессе старения и развитии раковых заболеваний.

«Теломеры представляют собой клеточные часы, — говорит автор исследования Эрос Ладзерини Денки (Eros Lazzerini Denchi). — Вы родились с теломерами определённой длины, и каждый раз, когда клетка делится, она теряет немного теломеры. Когда теломера слишком короткая, клетка больше не может разделиться».

Естественно, исследователей заинтересовал вопрос, будет ли удлинение теломер замедлять старение, и многие учёные изучают возможности специализированного фермента, теломеразы, чтобы «перенастроить» биологические часы (об одном из таких исследований см. «Удлинение теломер продлевает жизнь клеток»). Однако не стоит забывать, что неестественно длинные теломеры — фактор риска развития рака.

«Эти клеточные часы должны быть тонко настроены, но для работы в довольно широком диапазоне — для развития дифференцированных тканей и поддержания состояния возобновляемых тканей нашего организма и, в то же время, для ограничения распространения раковых клеток», — говорит Ладзерини Денки.

Исследователи сообщают, что TZAP контролирует процесс обрезки теломер, гарантирующий, что теломеры не будут слишком длинными.

«Белок определяет верхнюю границу длины теломер, — пояснил Ладзерини Денки. — Это позволяет клеткам размножаться, но не слишком долго».

До сих пор был известен только один белковый комплекс, который специфично связывается с теломерами, — шелтерин, также называемый телосомой. Он защищает теломеры млекопитающих от механизмов репарации ДНК и регулирует активность теломеразы.

Открытие TZAP, который специфично связывается с теломерами, стало сюрпризом, так как многие биологи считали, что помимо телосомы не существует белков, связывающихся с теломерами.

Статья об открытии опубликована в журнале Science.