В качестве аргумента против абортов долгое время использовалось утверждение, что прерывание беременности может причинить женщине эмоциональную и психологическую травму.
В некоторых частях США женщинам, обращающимся к врачу по поводу аборта, необходимо пройти консультацию, на которой рассказывается о риске возникновения психологических проблем. Однако новое исследование, которое можно назвать примером самого тщательного изучения связи между абортами и психологическим состоянием женщин в США, выявило несостоятельность такого требования. Исследователи в течение 5 лет следили за состоянием здоровья приблизительно 1000 женщин, планировавших сделать аборт, и выяснили, что решившиеся на эту процедуру страдали от депрессии, тревожных расстройств, низкой самооценки и неудовлетворённости жизнью не чаще тех, кто отказался от аборта.
В исследовании, опубликованном в среду в издании JAMA Psychiatry, было обнаружено, что психологические проблемы развивались чаще только у женщин, обратившихся к врачу по поводу аборта, но получивших отказ из-за того, что срок беременности превышал лимиты, установленные клиникой. Но такая стрессовая ситуация быстро разрешалась вне зависимости от того, решала ли женщина сделать аборт в другом месте или родить. Приблизительно через шесть месяцев после получения отказа в первом медицинском учреждении психологическое состояние пациенток уже ничем не отличалось от состояния тех, кто не получал отказа и сделал аборт.
Исследование состоялось в рамках программы «Внедрения новых стандартов репродуктивного здоровья» (Advancing New Standards in Reproductive Health) под эгидой Калифорнийского университета в Сан-Франциско (University of California, San Francisco). В работе, получившей название Turnaway Study («Исследование отказа»), учёные постарались избежать методологических ошибок предыдущих исследований, в которых женщины, решившие сделать аборт, сравнивались с женщинами, принявшими решение родить. По мнению исследователей, эти группы женщин мыслят настолько по-разному, что попытки их сравнить принесут мало полезной информации. Другие работы потерпели неудачу, поскольку в них принимали участие женщины, у которых уже были психологические проблемы, что увеличивало соответствующие риски после аборта.
В рамках Turnaway Study исследователи приняли во внимание предыдущее психологическое состояние женщин. В работу были включены женщины, чей срок беременности приближался к предельным значениям, установленным клиникой, или превышал его. Таким образом, учёные получили возможность сравнить состояние женщин, которые изначально планировали сделать аборт. Максимальные сроки добровольного прерывания беременности различаются от штата к штату, кроме того, клиники могут устанавливать собственные ограничения. В 30 клиниках 21 штата, пациентки которых приняли участие в исследовании, эти сроки варьировались от 10 недель до 25 недель.
В работу были включены 452 женщины, сделавшие аборт на сроках, приблизившихся к лимитам, установленным клиниками, на две недели или менее и 273 женщины, сделавшие аборт на ранних сроках. Также в исследовании приняла участие 231 женщина, получившая отказ из-за того, что срок беременности на три недели или менее превышал максимальные сроки проведения аборта. Некоторые из участниц последней группы (161 женщина) в итоге родили, остальные 70 либо перенесли выкидыш, либо сделали аборт в другой клинике, что было сопряжено с более длительной дорогой и дополнительными расходами.
Исследователи задавали участницам вопросы о психологическом состоянии. Первое интервью проводилось через неделю после аборта, затем опросы повторялись каждые 6 месяцев на протяжении 5 лет.
Антония Биггс (Antonia Biggs), социальный психолог и автор исследования, рассказывает: «Многие полагают, что у женщин, перенёсших аборт, со временем должны появиться признаки депрессии или тревожного расстройства, но мы не наблюдали этого. Напротив, исследование показало, что женщины, получившие отказ в проведении аборта, чаще страдали от тревожности и низкой самооценки. Они в целом были удовлетворены жизнью меньше, чем женщины, прервавшие беременность. Но через 6-12 месяцев показатели выровнялись».
Ещё одним интересным результатом исследования стал тот факт, что аборт в первом триместре влиял на состояние женщин не больше и не меньше, чем более позднее прерывание беременности. «Люди полагают, что поздний аборт в психологическом плане перенести труднее, но мы не нашли такой связи», — добавила Биггс. Она также отметила, что «расширение доступа к прерыванию беременности полезнее для психологического здоровья женщин, чем ограничение доступности абортов».