Куда исчез бакулюм: о жизни с пенисной костью и без неё

Эй, ты! Есть бакулюм? А если найду?

Бакулюм. Пенисная кость, название которой переводится с латыни как «посох» и «палка», характеризуется самой большой изменчивостью и сильно различается у разных видов. Долгое время учёные полагали, что бакулюм присутствует только у восьми отрядов млекопитающих — афросорицидов, хищных, рукокрылых, шерстокрылов, ежовых, приматов, грызунов и землеройкообразных. Однако недавно выяснилось, что пенисной костью обладают американские пищухи из отряда зайцеобразных. Именно это открытие вдохновило команду учёных из Великобритании начать исследование о том, когда именно у животных появился бакулюм и почему мужчины не обладают этой важной костью. С результатами работы можно ознакомиться в журнале Proceedings of the Royal Society B.

От массы яичек ничего не зависит

В ходе исследования учёные работали с базой данных, в которой содержалась информация о 5020 видах современных млекопитающих. Специалисты проанализировали размеры пенисных костей хищных и приматов. Авторы работы решили проверить, от чего зависит длина бакулюма животных: от длительности их интромиссии — проникновения полового члена во влагалище, от массы яичек, или от степени интенсивности полового отбора. «Мы специально решили изучать хищных и приматов — потому что внутри этих отрядов есть как представители с бакулюмом, так и без него, — объясняют авторы работы. — Кроме того, об этих отрядах мы знаем больше, чем о любых других».

В результате исследования учёные установили, что бакулюм возник после того, как плацентарные млекопитающие (которые рождаются относительно развитыми) отделились от неплацентарных, но до того, как появился самый последний общий предок приматов и хищных. Кроме того, учёные выяснили, у каких отрядов с какой скоростью шла эволюция бакулюма.

Так, у широконосых обезьян (обезьян Нового Света) и у долгопятовых бакулюм эволюционировал очень медленно, а сейчас у этих животных пенисная кость или очень маленькая, или её нет вообще. У мокроносых приматов и узконосых обезьян (или обезьян Старого Света) — противоположная история. У них эволюция бакулюма шла быстрее, а сама пенисная кость может достигать огромных размеров. «Обезьяны — очень интересный пример, — комментируют авторы работы. — У некоторых из них очень большой бакулюм, а некоторые и вовсе обходятся без пенисной кости. Мы выяснили, что когда линии обезьян Нового и Старого Света разделились, у вторых эволюция бакулюма пошла быстрее, его длина увеличилась». Когда же от обезьян Старого Света отделились человекообразные обезьяны, у них быстрая эволюция бакулюма продолжилась, однако направление изменилось: на этот раз пенисная кость уменьшалась.

От чего же зависел размер пенисной кости? Может быть, от массы яичек? Но такой зависимости специалисты не нашли ни у приматов, ни у хищных. Зато учёные увидели, что чем длиннее бакулюм, тем дольше интромиссия.

Бакулюм 6 млн лет назад и сегодня

Почему бакулюм важен при длительном половом акте? Дело в том, что эта кость не только поддерживает пенис в течение соития, но и предохраняет мочеиспускательный канал от пережимания, что обеспечивает доставку семени в половые органы самки. Удлинение полового акта выгодно самцам, так как долгое спаривание удерживает самку от повторных соитий с другими самцами. И это, в свою очередь, увеличивает шанс самца, что самка родит детёныша именно от него (что особенно важно при полигамии). С этим хорошо согласуется второй результат: бакулюм длинней в полигамных сообществах и у животных с сезонным размножением. И у тех, и у других конкуренция между самцами за самку выше.

«В ходе нашего исследования мы проследили эволюцию бакулюма и выяснили причину, по которой, скорее всего, у человека нет этой кости, — рассказал порталу XX2 ВЕК ведущий автор исследования Кристофер Опи (Christopher Opie). — Мы обнаружили, что двумя главными движущими силами эволюции бакулюма были долгие интромиссии и высокая конкуренция среди особей мужского пола. У человека не было ни высокой конкуренции за женщин, ни продолжительных интромиссий. Люди часто были моногамны, что тоже снижает потребность в бакулюме.

Шимпанзе и бонобо же, хотя и не отличаются долгими интромиссиями, полигамны, и поэтому обладают небольшой пенисной костью. У общего предка человека и шимпанзе, жившего 6 млн лет назад, видимо, был бакулюм, но маленький, как и у современных шимпанзе. Затем, в процессе эволюции, у людей развилась моногамия, а длительность интромиссии сократилась до менее 3 минут (что бы сейчас мы ни думали об этом). В такой ситуации даже маленький бакулюм мужчинам уже не нужен».

И амулет, и молоток

В начале статьи упоминалось, что, согласно представлениям некоторых креационистов, из бакулюма Адама Бог создал Еву. С пенисной костью связана ещё одна смешная легенда: есть мнение, что она может служить амулетом и повышать мужскую потенцию (а ещё — привлекать деньги в дом обладателя). Например, на просторах интернета можно найти множество сайтов, на которых продаются «Бакулюм моржа — амулет шаманский», «Подарок мужчине — бакулюм», «Бакулюм ручной работы», «Бакулюм медведя со скидкой», «Хрен моржовый — купить в Москве».

В книге доктора зоологии Роберта Мартина «Как мы делаем это» рассказывается, что в США легко купить бакулюм енота: достаточно набрать в любом поисковике «mountain man toothpick» (зубочистка горца). Кстати, ещё автор сообщает пикантную подробность: оказывается, пенисная кость моржа, которая может достигать 75 см, на Аляске используется для резьбы и различных ритуалов, а изначально в мужском лондонском Клубе четвероногих бакулюм моржа по традиции использовали в качестве председательского молотка.