Красный — это хорошо. Мозг определяет, что нам есть, руководствуясь цветом

+7 926 604 54 63 address
 Чем краснее плод, тем он спелее, вкуснее и питательнее. Возможно, понимание этого заложено в нас на уровне «Базовой прошивки».
Чем краснее плод, тем он спелее, вкуснее и питательнее. Возможно, понимание этого заложено в нас на уровне «Базовой прошивки».

Красный цвет еды означает: «Зелёный сигнал светофора, давай, вперёд!» Зелёный же значит: «Хм, лучше без этого». В нашем мозге есть что-то вроде перевёрнутого светофора, цвета которого помогают нам решить, стоит ли употреблять в пищу тот или иной продукт. Так, по данным исследования, проведённого Международной школой перспективных исследований (итал. Scuola Internazionale Superiore di Studi Avanzati, SISSA, англ. International School for Advanced Studies) в Триесте и опубликованного в Scientific Reports, зрение оказывается основным чувством, которым мы пользуемся при выборе еды. Чтобы оценить потребление калорий, мы задействуем «цветовой код».

«Согласно некоторым теориям, наше зрение развивалось таким образом, чтобы легко замечать самые питательные ягоды, фрукты и овощи, встречавшиеся в джунглях», — рассказала Раффаэлла Румьяти (Raffaella Rumiati), нейробиолог и координатор исследования. Зрительный рецептор человека воспринимает три цвета. Сетчатка, чувствительная к свету внутренняя оболочка глаза, содержит три типа фоторецепторов (колбочек), каждый из которых настроен на определённую часть видимого спектра. Это означает, что мы можем видеть много оттенков (больше, чем животные, у которых только один или два типа фоторецепторов, но меньше, чем те, у кого их 4 или 5). «Мы особенно хорошо отличаем красный от зелёного», — сказала Румьяти. Эта способность подтверждает, что люди — «визуальные животные», в отличие, например, от собак, полагающихся преимущественно на обоняние. «Выбор пищи определяется, прежде всего, её цветом. А наши эксперименты показывают, как именно это происходит, — пояснила Румьяти. — До сих пор лишь несколько исследований были посвящены этому вопросу».

В исследовании приняли участие 68 человек (37 женщин и 31 мужчина) с нормальным (или откорректированным к нормальному при помощи оптики) зрением и не страдающие пищевыми расстройствами. Они оценили 779 цветных фотографий, в т. ч. 253 изображения сырой и обработанной пищи (банан, помидор, спагетти и т. д.), 419 изображений искусственно изготовленных инструментов (щипцы для колки орехов, молоток и пр.) и 107 изображений натуральных предметов, не являющихся собственно пищей (цветы, деревья, животные и т. п.).

Что мы ищем в еде? Энергию, конечно, или калорийность, а также высокое содержание белков. «В натуральных продуктах цвет — точный показатель калорийности, — объяснил Франческо Форони (Francesco Foroni) исследователь Международной школы перспективных исследований и главный автор работы. — Чем краснее необработанная пища, тем больше шансов, что она окажется питательной. Зелёная же, напротив, обычно менее калорийна». Наша зрительная система определённо приспособлена к выявлению этой зависимости. «Участники исследования оценивали продукты, цвет которых был ближе к красному, как более калорийные. Для пищи зелёного цвета оказалось верно обратное, — продолжил Джулио Пергола (Giulio Pergola), биоинформатик из Университета Альдо Моро в Бари (итал. Università degli Studi di Bari Aldo Moro) и один из авторов исследования. — Таким же образом участники оценивали и питательные свойства обработанной или приготовленной пищи, хотя для определения её калорийности цвет уже не показателен».

В научной литературе неоднократно описывалось, что приготовленная пища более привлекательна, чем сырая — и не только для людей, но и для представителей других видов. «Обработанные продукты привлекательнее сырых, поскольку более питательны, — пояснила Румьяти. — Но, когда речь идёт о готовой пище, «цветовой код» больше не даёт нам надёжной информации. Мы могли бы надеяться, что мозг не будет применять «правило красного и зелёного» к обработанным продуктам — но он это делает, поскольку руководствуется древними эволюционными механизмами, возникшими задолго до того, как мы начали готовить пищу».

Ещё одним подтверждением этой гипотезы является то, что «цветовой код», обнаруженный Румьяти и её коллегами, не применяется к несъедобным объектам. «Участники исследования не отдавали предпочтения предметам красного цвета, если они не были съедобными, — сказала Румьяти. — Это означает, что «цветовой код» активируется только при наличии пищевого стимула».

Работа, проделанная Румьяти и её коллегами, не только расширила представления о зрительной системе, но и открыла интересные перспективы во многих областях, имеющих отношение к общественному здоровью, например, в маркетинге продуктов питания или в лечении расстройств пищевого поведения. «Многое ещё предстоит сделать для укрепления привычки питаться правильно, — отметила Румьяти. — Например, нужно попытаться убедить людей есть низкокалорийную пищу. В некоторых странах запрещены отдельные виды продуктов, например, сладкая газировка или продукты, содержащие много жиров. Иногда на упаковках размещают специальные предупреждения, как, например, на сигаретах. Возможно, «цветовой код» — даже искусственный — мог бы помочь в достижении лучших результатов».

.
Комментарии