Как ЛСД влияет на речь

Исследователи полагают, что результаты эксперимента помогут лучше понять нейробиологическую основу активации семантической сети.

Как известно, ЛСД вызывает изменённое состояние сознания. Это может привести к потере ощущения границы между собой и внешним миром, как в случае некоторых психических заболеваний. Дэвид Натт (David Nutt), профессор нейропсихофармакологии из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London), возглавляет команду исследователей, изучающих воздействие этого психоделического вещества на головной мозг.

Участница этой команды доктор Нейлоуфар Фемили (Neiloufar Family), постдок из Технического университета Кайзерслаутерна (нем. Technische Universität Kaiserslautern) в Германии, провела исследование влияния ЛСД на речь и язык. Десятерым участникам эксперимента давали плацебо и ЛСД с разницей в неделю и просили говорить, что они видят, глядя на последовательности изображений.

«Результаты показали, что хотя ЛСД не влияет на время реакции, люди под воздействием ЛСД делали больше ошибок, произнося слова, близкие по смыслу к названиям изображённых предметов, которые они видели», — говорит Фемили. Например, люди, принявшие ЛСД, когда видели изображение автомобиля, чаще случайно говорили «автобус» или «поезд», чем люди, получившие плацебо. Это указывает на то, что ЛСД, по-видимому, воздействует на семантические сети, а также на то, как соотносятся слова и понятия. Когда ЛСД усиливает активацию сети, на ум приходит больше слов из одного смыслового гнезда.

Результаты этого эксперимента могут поспособствовать лучшему пониманию нейробиологической основы активации семантической сети. Нейлоуфар Фемили поясняет возможные дальнейшие последствия: «Эти результаты актуальны для возобновления исследования психоделической психотерапии, которая разрабатывалась для лечения депрессии и других психических заболеваний. Приём ЛСД может вызвать поток ассоциаций, позволяющий получить быстрый доступ к понятиям, хранящимся глубоко в памяти человека».

Многие потенциальные применения этого класса веществ являются предметом научных дискуссий. «Гиперассоциативное состояние может иметь последствия для повышения креативности», — добавляет Фемили. Усиление активации семантической сети может вывести глубокие или даже подсознательные мысли и понятия на поверхность.

LSD впервые синтезировал из лизергиновой кислоты швейцарский химик Альберт Хофман в (нем. Albert Hofmann) 1938 году. Психотропные свойства этого соединения были обнаружены случайно, в 1943 году. Некоторое время предполагалось, что изучение нового препарата позволит понять природу шизофрении, хотя многие учёные не верили в то, что психоделический и шизофренический психоз идентичны. Несмотря на некоторые общие черты, гипотеза о единой природе шизофрении и действии ЛСД была опровергнута.

В 1960-е годы активно велись исследования ЛСД. Преданными огласке оказались эксперименты, проведённые ЦРУ (США) в рамках программы «МК Ультра». Воздействие ЛСД также исследовалось рядом учёных в университетах США и других стран. Наибольшую известность, вероятно, получили исследования Станислава Грофа (чеш. Stanislav Grof) и Тимоти Лири (Timothy Francis Leary). Последний вёл активную пропаганду данного психотропного вещества, так как считал, что полезный эффект от него превышает возможные побочные.