У большинства людей были или есть шрамы. Кто не падал в детстве, обдирая колени и локти? Хотя следы большинства травм исчезают с течением времени, бывают тяжёлые случаи, такие как келоидные рубцы и шрамы от ожогов, которые в настоящее время трудноизлечимы. Эти типы шрамов связаны с постоянными функциональными потерями и могут обезобразить человека. Новые препараты, способные остановить формирование шрамов, очень нужны.
Разработка, которая может в будущем стать основой метода борьбы с рубцами и шрамами, представлена на 252-м Национальном собрании и выставке американского химического общества (American Chemical Society, ACS).
«Терапия, которую мы разрабатываем, ориентирована на основные потребности пациентов с ожогами, келоидными рубцами и контрактурой Дюпюитрена, — говорит профессор Свамината Айер (Swaminatha Iyer). — У этих пациентов обширные рубцы, часто мешающие нормально двигаться. Нет методов лечения, которые им бы в должной мере помогли, мы хотим изменить это».
Ожоги приводят к госпитализации десятков тысяч людей ежегодно только в Америке. Примерно, 250 000 пациентов с келоидными рубцами в США ежегодно делают операции, оставляющие после себя шрамы. Примерно, у 7 процентов американцев развивается контрактура Дюпюитрена.
Профессор Айер и его коллеги из Университета Западной Австралии (The University of Western Australia), Фонда Фионы Вуд (Fiona Wood Foundation) и ожогового отделения Королевского госпиталя в Перте (Royal Perth Hospital Burns Unit) в сотрудничестве с фармакологической компанией Pharmaxis изучают вещества, ингибирующие фермент лизилоксидазу (LOX). При формировании шрама этот фермент обеспечивает производства коллагена, который нужен для соединения краёв раны. Необходимость обеспечения этого соединения лежит в основе фундаментальных биохимических процессов, ведущих к формированию рубцов, замечает Айер.
«В процессе рубцевания нормальная архитектура тканей никогда не восстанавливается, что делает новые ткани функционально неполноценными, — объясняет Айер. — Итак, наша цель — остановить появление шрама в самом начале путём ингибирования LOX. Нам посчастливилось работать в сотрудничестве с фармацевтической компанией Pharmaxis, разрабатывающей новые и высокоизбирательные малые молекулы, которые позволят восстановить нормальную архитектуру ткани в ходе заживления ран».
Молекулы испытываются с помощью «рубца в пробирке» (Scar-in-a-jar), клеточной модели, имитирующей формирование рубца. Это культура фибробластов человека, взятых из рубцовой ткани. Клетки секретируют коллаген так же, как они делают обычно, реагируя на травму. В ходе исследования учёные добавляли ингибиторы LOX в культуры клеток, взятых у больных с контрактурой Дюпюитрена, келоидными рубцами и другими шрамами, и фиксировали изменения с помощью двухфотонной лазерной микроскопии в сочетании с биохимическим и иммуногистохимическим анализом.
«Предварительные данные убедительно свидетельствуют, что ингибирование лизилоксидазы меняет структуру коллагена и восстанавливает нормальную архитектонику кожи, — утверждает Айер. — После того, как проведена лабораторная проверка, эффективность этих соединений будет проверена на животных моделях. Если исследования на животных покажут эффективность препаратов, испытания на людях могут быть начаты в ближайшие годы».
Хотя основной исследовательской целью является помощь пациентам с тяжёлыми или обширными рубцами, метод может быть использован и в косметической медицине.