Женщины в развитых странах живут в среднем на 3—8 лет дольше мужчин, даже после поправки на более высокую смертность у младенцев-мальчиков. Такая же разница в продолжительности жизни характерна для остальных млекопитающих и некоторых насекомых. Существует несколько гипотез, объясняющих это явление, и одна из них — «гипотеза защищённой X-хромосомы».
Специалисты Института биоразнообразия и эволюционной биологии им. Антонио Каванильеса при Университете Валенсии (исп. L’Instituto Cavanilles de Biodiversidad y Biología Evolutiva per la Universitat de València) и Оксфордского университета (University of Oxford) проверили «гипотезу защищённой X-хромосомы» в исследовании на мухах-дрозофилах и подтвердили, что причиной различия в продолжительности жизни самцов и самок действительно может быть защитное действие второй Х-хромосомы.
Исследователи проанализировали продолжительность жизни самцов и самок плодовых мушек — дрозофил в линиях с различным уровнем инбридинга. Работа, опубликованная в журнале Biology Letters, добавляет эмпирических доказательств «гипотезе защищённой X-хромосомы», предложенной 30 лет назад, чтобы объяснить, почему самцы, носители половых хромосом XY, быстрее стареют, чем самки, у которых хромосомы XX. В частности, исследование подтверждает один из основных прогнозов гипотезы: инбридинг сокращает продолжительность жизни самок сильнее, чем самцов.
Пау Карасо (Pau Carazo), руководитель исследовательской группы Университета Валенсии, поясняет:
«Различие в продолжительности жизни между самцами и самками можно объяснить отчасти тем, что накопление мутаций в течение жизни, или передача их из поколения в поколение, имеет большее влияние на пол, который имеет только одну, «незащищённую» копию Х-хромосомы; как правило, это самцы.
Если эффект защиты существует, мы можем предположить, что инбридинг влияет на продолжительность жизни гомогаметного пола (того, у которого пол определяется двумя одинаковыми половыми хромосомами) в большей степени, чем гетерогаметного пола (с двумя разными половыми хромосомами). Это происходит потому, что у последней группы X-хромосома всегда «без присмотра», с инбридингом или без, в то время как у первой группы X-хромосома находится «под охраной» только если две X-хромосомы отличаются, чего не бывает после многократного инбридинга».
Полученные в ходе экспериментов результаты согласуются с этим предсказанием.
Объяснение защитного эффекта заключается в том, что большинство генетических мутаций по характеру рецессивны. Для тех, у кого две X-хромосомы, это означает, что они испытывают негативное влияние мутации только тогда, когда одна и та же мутация происходит в обеих копиях X-хромосомы, в противном случае они попросту не проявляются. В случае XY любая присутствующая мутация в X- или Y-хромосоме может проявиться в полной мере. Так что, получив с помощью инбридинга две идентичные X-хромосомы у самок дрозофил, исследователи, по существу, свели на нет защитный эффект второй X-хромосомы, Рецессивные мутации проявлялись в равной степени среди самцов и самок.
Зависимость продолжительности жизни от пола может отражать различия, появившиеся в ходе естественного отбора. Рост риска смерти от внешних причин может объясняться особенностями поведения, которые связаны с половым отбором.
Также причиной может быть несимметричное наследование цитоплазматических геномов (гипотеза «материнского проклятия»).