На шаг ближе к диагностике рака на ранней стадии

Для пациента жидкая биопсия выглядит как обычный забор крови. Самое  интересное начинается в лаборатории.
Для пациента жидкая биопсия выглядит как обычный забор крови. Самое интересное начинается в лаборатории.

Учёные из Университета Юты (University of Utah) нашли способ повысить чувствительность жидкой биопсии — новой методики выявления опухолевых клеток и их ДНК в крови пациента. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS Genetics,

Жидкая биопсия — неофициальное название анализа крови для диагностики рака. Он требует минимального вмешательства и мог бы заменить традиционную биопсию — болезненную и рискованную процедуру, в ходе которой врач вводит иглу в тело пациента и берёт образец тканей. Однако на данный момент этот анализ недостаточно чувствителен, особенно при обнаружении солидных опухолей, которые ещё не дали метастазов.

Цель жидкой биопсии — поиск опухолевой ДНК в пробе крови. К сожалению, распознать так называемые циркулирующие опухолевые ДНК (цоДНК) среди множества ДНК здоровых клеток так же сложно, как искать иголку в стоге сена. Новое исследование показало, что фрагменты опухолевых и здоровых ДНК отличаются по размеру — и это открытие позволит лучше их различать.

Изучая животную модель глиобластомы — агрессивной опухоли мозга — исследователи заметили, что цоДНК короче здоровой ДНК на 20—50 пар азотистых оснований. В ходе экспериментов на животных, больных раком лёгких, они убедились, что эти наблюдения верны не только для одного вида опухоли. Однако было неясно, сохраняются ли эти различия у людей.

Исследователи взяли кровь у здоровых добровольцев и пациентов с меланомой и сравнили их ДНК. Оказалось, что средняя длина циркулирующих ДНК раковых больных на 20—50 нуклеотидов меньше. При этом фрагменты ДНК, содержащие мутировавшие гены  — опухолевые маркеры — короче здоровых генов того же человека. В ходе другого эксперимента учёные сделали анализ ДНК четырёх человек, больных раком лёгких. Когда они выделили короткие фрагменты ДНК, соотношение цоДНК по отношению к здоровым выросло в 2,5—9 раз. Этот подход оказался особенно эффективным при анализе образцов крови, в которых опухолевая ДНК не была ярко выражена.

«От чувствительности этого теста зависит, сможем ли мы диагностировать рак или нет», — говорит Хантер Андерхилл (Hunter Underhill), один из авторов исследования. «Возможно, благодаря этой разработке мы научимся обнаруживать очень низкие количества циркулирующей опухолевой ДНК и таким образом, диагностировать солидные опухоли на ранней стадии с помощью простого забора крови», — добавляет он.

Циркулирующие опухолевые ДНК (цоДНК) — фрагменты ДНК погибших опухолевых клеток, попавшие в системный кровоток. Большинство фрагментов цоДНК состоят из 180—200 пар оснований. Свободно циркулирующие фрагменты опухолевой ДНК позволяют получить более полную информацию о генетических свойствах опухоли, их можно оценить количественно (для определения истинного объёма опухолевой массы, её динамики в процессе лечения), и качественно. ЦоДНК позволяют увидеть общую картину и понять, как раковые клетки распространяются в организме, в то время как биопсия предоставляет информацию лишь о локальной опухоли.

Фрагменты свободно циркулирующей ДНК впервые были обнаружены в 1948 г. и до недавнего времени использовались для диагностики генетически обусловленных заболеваний плода. Именно эти исследования положили начало разработке и клиническому применению инструментов поиска циркулирующей в крови ДНК, качественно отличающейся от соматической ДНК организма-хозяина.

Сóлидными (англ. solid — твёрдый) называют негемопоэтические опухоли, то есть опухоли, развившиеся не из клеток кроветворной системы. Солидные опухоли могут быть доброкачественными и злокачественными, но чаще, говоря о них, подразумевают именно злокачественные опухоли.