Новый вирус поможет бороться с устойчивостью к антибиотикам

Бактерии Pseudomonas aeruginosa в питательной среде.

Учёные из Йельского университета (Yale University) нашли вирус, который поможет бороться с устойчивостью к антибиотикам. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Бактерия Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка) условно патогенна для человека и поражает людей с тяжёлыми ожогами, операционными ранами, кистозным фиброзом и другими заболеваниями, ослабляющими иммунную систему. Бороться с бактерией сложно, поскольку она крайне устойчива к антибиотикам: в мембранах клеток Pseudomonas aeruginosa расположены «эффлюксные насосы» — белковые структуры, которые выводят антибактериальные препараты.

Вирус-бактериофаг под названием OMKO1 обнаружили в пруду Додж в Восточном Лайме, штат Коннектикут. Он атакует клеточную мембрану в том месте, через которое бактерия «откачивает» лекарства. Воздействие вируса приводит к изменениям в бактериальной мембране, и «насосный механизм» становится менее эффективным. В результате синегнойная палочка становится более уязвимой для антибиотиков.

«Мы искали натуральные средства, которые были бы полезны в борьбе с важными болезнетворными микроорганизмами, — объясняет профессор Пол Тёрнер (Paul Turner), один из авторов исследования. — Что замечательно в этом вирусе, так это то, что он связывается именно с тем, что делает микроорганизм патогенным, и загоняет его в эволюционный тупик, так что организм становится более чувствительным к антибиотикам, которые раньше на него не действовали». Тёрнер считает, что вирус поддержит ограниченный арсенал антибиотиков в битве со смертоносной бактерией. Профессор так же отметил, что фаги могут помочь в борьбе с бактериальными патогенами, которые вредят сельскому хозяйству и загрязняют трубы и технику.