Лечение болезни Хантингтона: перспективный метод

Вуди Гатри
Вуди Гатри — американский музыкант, жертва болезни Хантингтона.

Исследование, проведенное доктором Линн Реймонд из Университета Британской Колумбии (Канада), показывает, что блокирование особого класса глутаматных рецепторов — внесинаптических NMDA-рецепторов — способствует усвоению двигательных навыков, улучшению координации движений и предотвращает гибель клеток у животных, у которых смоделирована болезнь Хантингтона.

Так как болезнь Хантингтона — наследственное заболевание, которое может быть обнаружено за несколько десятилетий до появления каких-либо клинических симптомов, понимание того, как начинаются изменения в клетках мозга (нейронах) и молекулярного механизма этих изменений, может привести к созданию методов эффективного профилактического лечения.

Нейромедиатор глутамат, как давно известно, может вызывать смерть клеток, и его токсический эффект возникает в результате воздействия на семейство рецепторов, известных как НМДА-рецепторы. Попытки лечения расстройств нервной системы блокированием НМДА-рецепторов не были успешными, препараты показали множество побочных эффектов.

Ученые предположили, что воздействие на НМДА-рецепторы, расположенные в разных регионах поверхности нейронов, может иметь различные последствия, что и объясняет, почему блокирование всех таких рецепторов без разбора приводит к нежелательным результатам.

Многие рецепторы нейромедиаторов расположены в синапсах, так как они являются основной областью, через которые передаются химические сигналы. Но рецепторы находятся и за пределами синапсов, в этом случае они называются внесинаптическими рецепторами. Последние исследования показали, что активность синаптических рецепторов не нарушает функцию митохондрий и в целом обладает нейропротективной активностью, а избыточная активность внесинаптических рецепторов запускает патологические процессы, ведущие к некротической гибели клеток.

Доктор Реймонд и ее команда, используя препарат, который избирательно блокирует внесинаптические НМДА-рецепторы, отсрочили проявление симптомов болезни Хантингтона у мышей, служащих «животной моделью» этого заболевания.

«Мы использовали препарат мемантин, он в настоящее время используется для лечения пациентов с начальной стадией болезни Альцгеймера. Наши результаты показывают, что необходимо провести клинические испытания мемантина и аналогичных ему препаратов пролонгированного действия в качестве терапии болезни Хантингтона, особенно в предсимптоматической стадии», — говорит Линн Реймонд.