Обнаружен гормон, регулирующий тягу к сладостям

FGF21
Гормон — фактор роста фибробластов 21 (Fibroblast Growth Factor 21, FGF21) снижает тягу к потреблению сладкого.

Факторы роста фибробластов — группа белков, играющая важную роль в развитии и поддержании работы человеческого организма. Известно о двадцати двух представителях группы, в последние годы появляется всё больше данных об их работе. Так, группа исследователей из университета Айовы (США) провела эксперименты, показывающие, что фактор роста фибробластов 21 (Fibroblast Growth Factor 21, FGF21) снижает тягу к потреблению сладкого. Статья об этом опубликована в журнале Cell Metabolism.

Работа американских учёных вытекает из предыдущих исследований, в которых показана связь определённых мутаций с тягой к сладкому. Две из известных мутаций такого рода находятся в цепочке ДНК рядом с участком, ответственным за производство FGF21. Это стало стимулом к дальнейшему подробному изучению влияния FGF21 на процессы в организме.

Для проверки возникшего предположения о влиянии FGF21 на тягу к употреблению простых углеводов были проведены эксперименты на животных: мыши получили возможность выбирать между обычной и сладкой пищей. Использовались три группы мышей: обычные мыши, нокаутная линия (мыши с полностью выключенным геном, отвечающим за производство FGF21), мыши со сверхэкспрессией FGF21 (у этих животных синтез данного гормона был увеличен в 500 раз).

Обычные мыши, которым делались инъекции FGF21, снижали потребление сладкого в семь раз. Мыши нокаутной линии потребляли больше сахара, мыши со сверхэкспрессией гормона — много меньше. Вывод о прямом влиянии гормона FGF21 на тягу перекусить сладким очевиден.

Замечено, что действие FGF21 связано с реакцией именно на сладкий вкус и гормон регулирует как потребление натуральных сахаров, так и искусственных подсластителей. Учёные полагают, что FGF21 не изменяет восприятие вкуса, но делает потребление сладостей менее желанным.

Исследователи отметили, что FGF21 подавляет тягу к сахарам — фруктозе, глюкозе и сахарозе, но не влияет на потребление сложных углеводов, белков и жиров. Это важно, так как в ходе предыдущих исследований удалось найти лишь гормоны, влияющие на аппетит в целом, без выделения конкретных питательных веществ (белков, жиров или углеводов).