Уязвимость ВИЧ — его потребность в сахарах

Заражённый T-лимфоцит
Заражённый T-лимфоцит. Многочисленные светлые круглые выпуклости на его поверхности — места сборки и отпочковывания вирионов вируса иммунодефицита человека. Этот процесс невозможен без сахаров.

Вирусологи раскрыли потенциально фатальный порок вируса иммунодефицита человека — оказалось, что для сборки частиц ВИЧ требуется большое количество молекул сахаров, блокировка попадания которых в иммунные клетки лишает патоген возможности копировать себя, говорится в статье, опубликованной в журнале PLOS Pathogens.

«ВИЧ является монстром, который вторгается в клетку и командует ей: «Корми меня!» Он захватывает весь пищевой конвейер клетки», — рассказывает ведущий автор статьи Гарри Тэйлор (Harry E. Taylor) из Северо-Западного университета в Чикаго (США).

Тэйлор и его коллеги выяснили, что ВИЧ нуждается в большом количестве сахаров для завершения своего жизненного цикла и научились лишать его пищи, не убивая при этом организм и отдельные клетки, относительно случайно.

По словам Тэйлора, ранее он работал с несколькими коллегами из других американских университетов над созданием препарата, который блокировал бы рост рака груди. Во время экспериментов исследователи обнаружили, что во всех клетках организма присутствует ген PLD1 и связанный с ними белок фосфолипаза-1. Он управляет сборкой молекул сахаров, составляющих основу нуклеотидов — «молекул-кирпичиков», из которых сложена ДНК.

Когда Тэйлор начал изучать ВИЧ, он вспомнил об этом гене. Он обратил внимание на то, что для сборки новых вирусных частиц необходимо большое количество нуклеотидов и связанных с ними сахаров, которых почти нет в «спящих» иммунных клетках.

Это наблюдение натолкнуло его на мысль — что произойдёт, если работу PLD1 заблокировать во время активной фазы заражения ВИЧ? Он проверил эту гипотезу на культуре иммунных клеток, в которых данный ген был отключён уже после проникновения вируса в них при помощи препарата VU0359595, который создавался для борьбы с раком груди.

Эффект от его введения в питательную смесь был потрясающим — частицы ВИЧ практически сразу перестали формироваться в заражённых иммунных клетках, и уровень вирусной нагрузки быстро упал на 75%. Когда учёные добавили в пробирку набор «кирпичиков» ДНК, вирус вновь начал размножаться — это подтвердило то, что VU0359595 действительно подавлял рост ВИЧ.

Терапия препаратом VU0359595 обладает и дополнительными преимуществами. Соединение замедляет распространение аномально активированных иммунных клеток. Современные лекарства для терапии ВИЧ подавляют вирусную активность, но не действуют на избыточную активацию и рост иммунокомпетентных клеток, вызванную ВИЧ.

Избыточный рост иммунных клеток помогает ВИЧ длительное время существовать в организме и приводит к воспалению, что вызывает повреждения органов у ВИЧ-инфицированных пациентов даже когда вирус подавляется лекарствами.

Как полагают Тэйлор и его коллеги, VU0359595 можно использовать в комбинации с другими антиретровирусными лекарствам для максимально эффективного подавления ВИЧ, снижения частоты мутаций вируса и продления жизни больным СПИДом.