Первые астронавты проекта «Артемида» — манекены с датчиками излучения

Манекены — радиационные фантомы <i>ZOHAR</i> и <i>HELGA</i> на космическом челноке «Орион».
Манекены — радиационные фантомы ZOHAR и HELGA на космическом челноке «Орион».

На челноке «Орион», совершившем первый экспериментальный полёт в рамках программы «Артемида», вокруг Луны облетели радиационные фантомы — манекены человеческого тела, оснащённые множеством датчиков излучения и космических частиц. Информация с этих датчиков поможет уточнить наши знания о действии излучения на организм и подготовиться к будущим пилотируемым полётам за пределы ближних орбит вокруг Земли.

Одна из самых серьёзных опасностей для астронавтов в дальних космических путешествиях — космическое излучение. Кроме этого, облучение во время полёта — фактор, который сложнее всего учесть. Данные, собранные во время радиационного эксперимента MARE, помогут обеспечить безопасность во время будущих перелётов.

MARE — продолжение серии экспериментов, которые проводились с 2004 по 2009 года на МКС в рамках проекта MATROSHKA. Название нового проекта — это акроним (MATROSHKA AstroRad Radiation Experiment). Информацию о дозах излучения из космоса также постоянно собирают на космических кораблях, вращающихся на низких орбитах. В этот раз два человеческих фантома (манекены, похожие на используемые в краш-тестах автомобилей) слетали в космос на корабле «Орион». Благодаря первому полёту проекта «Артемида» фантомы с радиационными датчиками впервые вышли за пределы защитной зоны не только земной атмосферы, но и магнитосферы.

Космическое излучение, которое неизбежно встретится астронавтам во время длинных перелётов, имеет разнообразную природу: частицы и электромагнитное излучение имеют очень широкий спектр энергий и множество источников происхождения. Галактическая компонента излучения происходит из областей глубокого космоса. В ней теоретически содержатся все встречающиеся в природе частицы и атомные ядра, а верхний диапазон энергии частиц значительно превышает значения, которые могут встретиться в земных условиях.

Другой источник излучения, на этот раз рождающегося в нашей планетной системе — вспышки Солнца. Они происходят нечасто, но представляют серьёзную угрозу здоровью и даже жизни астронавтов. Кроме того, частицы солнечного ветра постоянно накапливаются вокруг Земли в двух областях магнитосферы, которые называют поясами Ван Аллена. Эти пояса находятся на высоте всего несколько тысяч километров, то есть совсем близко к Земле по сравнению с расстояниями лунных перелётов, но любой пилотируемый корабль, направляющийся к другим планетам, должен будет пересечь эти области хотя бы дважды.

Основной целью NASA в проекте «Артемида I» было испытание челнока «Орион» в процессе его облёта вокруг Луны. Свободное место на нём ввиду отсутствия пассажиров решили использовать для проверки знаний о действии космического излучения на организм. В пассажирском отсеке установили два фантома — манекены с названиями HELGA и ZOHAR массой по 39 килограмм. Фантом ZOHAR при этом одели в защитный костюм AstroRad, который разработала израильская компания StemRad.

Thermoluminescent detectors installed on radiation phantoms
Установка термолюминесцентных датчиков излучения на фантомы.

Чтобы определить, какие дозы излучения получают различные системы организма человека, на фантомах через каждые три сантиметра разместили множество небольших пассивных литий-фторидных датчиков излучения. Кроме того, в областях на манекенах, представляющих критичные органы человека, разместили активные кремниевые датчики. Всего на обоих манекенах установили 34 активных датчика и более десяти тысяч пассивных. Детекторов, предоставленных польским Институтом ядерных исследований, на фантомах около пятисот, и они представляют собой тонкие термолюминисцентные пластинки диаметром несколько миллиметров.

Основной материал для изготовления детекторов, который использовали в Институте ядерной физики Польской академии наук в Кракове — фторид лития, обогащённый специальным набором примесей. Эти примеси создают дополнительные метаустойчивые уровни энергии в материале. Прохождение частиц космического излучения через такой материал вызывает ионизацию атомов. Некоторые электроны, которые выбиваются при этом из атомов, попадают на метастабильные уровни. На них они могу оставаться длительное время — например, в течение нескольких месяцев. Чем больше космических частиц проходит через детектор, тем больше количество захваченных таким образом электронов.

Дозу радиации, которую получил фторид-литиевый детектор, можно посчитать благодаря явлению термолюминисценции. В лабораторных условиях детекторы постепенно нагревают до нескольких сот градусов. При подводе энергии электроны начинают высвобождаться из метастабильных энергетических ловушек. Некоторые из них быстро рекомбинируют, и при этом выделяются фотоны: материал начинает светиться. Количество света пропорционально дозе, которую получил детектор. Поэтому такие детекторы допускают простую процедуру считывания данных. Но ловушки в материале различаются по свойствам и выбрасывают электроны при разных температурах, и калибровка такого датчика, то есть пересчёт светимости из-за термолюминесценции в накопленную дозу излучения — довольно нетривиальный.

Измерения в рамках эксперимента MARE предназначены прежде всего для проверки существующей базы знаний о действии космического излучения на организм человека. Такие исследования имеют приоритетную цель — сведение к минимуму риска для астронавтов. Вскоре после возвращения «Ориона» на Землю детекторы с фантомов ZOHAR и HELGA вернутся в Институт ядерных исследований для считывания данных, Предварительные результаты по дозам космического излучения в эксперименте MARE будут представлены в первые месяцы следующего года.

Вы можете помочь проекту, перейдя по ссылке и оформив платную подписку.
Друзья, если вам нравится то, что мы делаем, и вы хотите, чтобы проект «XX2 век» продолжал радовать вас новыми материалами, вы можете поддержать нас подпиской на sponsr.ru, на boosty.to или на VK Donat.