Количество зафиксированных случаев заболеваний, передающихся от животных людям в Африке, в последнее десятилетие выросло на 63 процента по сравнению с предыдущим десятилетним периодом.
«Более 75 процентов инфекционных заболеваний возникают у людей в результате контакта с дикими или домашними животными, — на сайте ООН цитируют слова региональной директрисы ВОЗ в Африке Матшидисо Моэти (Matshidiso Moeti). — В результате в мире ежегодно заболевает около миллиарда человек, миллионы людей умирают».
По статистике ВОЗ, с 2001 года в Африке зарегистрировано 1843 чрезвычайных ситуации в области общественного здравоохранения, 30 процентов из которых — зоонозные вспышки.
С тех пор число случаев распространения передающихся от животных заболеваний неуклонно растёт, но в 2019—2020 годах наблюдался особенно заметный всплеск. Устрашающий список: Эбола, оспа обезьян, лихорадка Денге, сибирская язва, чума и другие заболевания, вызывающие кровопотерю из повреждённых сосудов, составляют почти 70 процентов зафиксированных случаев.
«Вспышки лихорадки Эбола в Западной Африке наглядно показали нам, что случается, когда зоонозные заболевания проникают в наши города», — сказала д-р Моэти.
Эксперты ООН полагают, что всплеск зоонозных заболеваний, помимо других факторов, вызван растущей урбанизацией: городская среда наступает на естественную среду обитания животных. Кроме того, тенденция может быть связана с ростом активности торговых связей и включением всё большего числа отдалённых районов в логистические цепочки, что приводит к активному автомобильному, железнодорожному и воздушному сообщению между этими районами и городами.
С апреля растёт заболеваемость оспой обезьян, и СМИ полны сообщениями о новых случаях. Однако ООН напоминает, что в этом году заболеваемость оспой обезьян ниже, чем в 2020-м, когда в Африке отмечался самый высокий ежемесячный уровень заболеваемости. В 2021 случился необъяснимый спад распространения этой болезни, в 2022 — новый подъём. Ни в одном из регионов, где наблюдаются случаи заболевания оспой, пока нет и речи о настоящей эпидемии. Чем нынешняя глобальная вспышка оспы обезьян отличается от предыдущих, так это тем, что заболевание распространяется в т.ч. в неэндемичных странах, а в центре вспышки находится Европа.
Сайт ООН цитирует слова гендиректора ВОЗ Тедроса Гебрейесуса:
«Этот вирус циркулирует и убивает в Африке на протяжении десятилетий. Прискорбным отражением мироустройства, в котором мы живём, является то, что международное сообщество только сейчас обратило внимание на оспу обезьян, потому что она появилась в странах с высоким уровнем дохода».
Несмотря на то, что вакцина от оспы существует, о массовой вакцинации говорить не приходится: в мире просто не выпускается достаточного количества доз. Сохранившиеся в некоторых странах стратегические запасы вакцин первого поколения против натуральной оспы, искоренённой на земле на рубеже 1970—1980-х годов, ВОЗ не рекомендует применять для профилактики оспы обезьян, поскольку эти вакцины не соответствуют современным критериям безопасности и стандартам производства. В тех немногих местах, где доступны одобренные к применению вакцины, они используются, в основном, для защиты медиков и сотрудников лабораторий. Чтобы в условиях недостатка вакцин и медикаментов поставить вспышку под контроль, ВОЗ советует в пострадавших странах отслеживать все случаи заболевания и контакты заболевших и адресно вакцинировать только тех людей, которым непосредственно грозит заражение.
А вот темпы всеобщей вакцинации против COVID-19 (тоже, напомним, инфекции, перешедшей к людям от животных) ВОЗ и ООН рекомендуют не снижать. «Хотя текущая фаза пандемии отличается относительно низкой заболеваемостью, а также небольшим риском госпитализации и смерти, вариант «омикрон» остаётся опасным, а пандемия далека от завершения, — говорится на сайте Организации Объединённых Наций. — Сейчас не время снижать темпы вакцинации населения, особенно медицинских работников, пожилых людей и людей с сопутствующими заболеваниями».