Исследователи из MIT обнаружили ген, влияющий на развитие деменции

Со временем когнитивные функции человека ухудшаются, однако деменция поражает не всех.

Исследователи из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) обнаружили ген, связанный с когнитивной устойчивостью у пожилых людей. По их мнению, очень важна активность белка MEF2, который контролирует в мозге генетическую программу, способствующую устойчивости к ухудшениям, связанным с болезнью Альцгеймера и возрастной деменцией. Полученные результаты могут помочь объяснить, почему некоторые люди, ведущие активную жизнь, менее подвержены болезни Альцгеймера и возрастной деменции.

У многих людей с возрастом развивается болезнь Альцгеймера или другие формы деменции. Однако некоторые сохраняют остроту ума до глубокой старости, даже если в их мозге наблюдаются признаки нейродегенерации. У этих людей, сохраняющих когнитивные способности, исследователи выделяют уровень образования и количество времени, проведённого за интеллектуально стимулирующими занятиями, как факторы, помогающие предотвратить деменцию. Новое исследование учёных из Массачусетского технологического института показывает, что подобные занятия активируют семейство генов MEF2, контролирующее генетическую программу в мозге, способствующую устойчивости к ухудшению когнитивных функций.

Исследователи наблюдали за связью между MEF2 и когнитивной устойчивостью как у людей, так и у мышей. Полученные результаты позволяют предположить, что усиление активности MEF2 или его продуктов может защитить от возрастной деменции.

Большое количество исследований свидетельствует о том, что средовая стимуляция обеспечивает определенную защиту от последствий нейродегенерации. Исследования связывают уровень образования, тип работы, количество языков, на которых говорит человек, и количество времени, потраченного на такие виды деятельности, как чтение и, например, разгадывание кроссвордов, с более высокой степенью когнитивной устойчивости.

Команда из Массачусетского технологического института попыталась выяснить, как эти факторы окружающей среды влияют на мозг на уровне нейронов. Они параллельно изучали данные о людях и мышиные модели и сошлись том, что MEF2 — важнейший актор защиты от деменции.

MEF2 — это белок, который первоначально был идентифицирован как фактор, важный для развития сердечной мышцы, но позже было обнаружено, что он играет роль в развитии и функционировании нейронов. В двух наборах данных, включающих чуть более 1000 человек, команда Массачусетского технологического института обнаружила, что когнитивная устойчивость сильно коррелирует с экспрессией MEF2 и продуктов связанных генов.

Для изучения когнитивной устойчивости на мышиных моделях исследователи сравнили мышей, которые росли в клетках без игрушек, и мышей, помещённых в более стимулирующую среду — с беговым колесом и игрушками, которые менялись каждые несколько дней. Как и в исследовании с людьми, MEF2 был более активен в мозге мышей, находившихся в обогащённой среде. Эти мыши также лучше справлялись с заданиями на обучение и память.

Когда исследователи отключили ген MEF2 в лобной коре головного мозга, это блокировало способность мышей получать пользу от жизни в обогащённой среде, и их нейроны стали аномально возбудимыми.

Затем исследователи изучили, может ли MEF2 обратить вспять некоторые симптомы когнитивных нарушений в мышиной модели, экспрессирующей версию белка тау, который может образовывать нейрофибриллярные клубки в мозге и связан с деменцией. У мышей, которым в молодом возрасте стимулировали сверхэкспрессию MEF2, не наблюдалось обычных когнитивных расстройств, вызванных белком тау в более позднем возрасте.

Полученные результаты позволяют предположить, что усиление активности MEF2 может помочь защитить от деменции; однако, поскольку MEF2 также влияет на другие типы клеток и клеточные процессы, необходимо провести дополнительные исследования, чтобы убедиться, что его активация не будет иметь неблагоприятных побочных эффектов.