Планета Татуин может существовать

Картина представляет закат на планете, подобной Земле, находящейся в системе с двумя звёздами.

Люк Скайуокер, персонаж игровых и анимационных фильмов, комиксов и книг серии «Звёздные войны», живёт в пустыне планеты Татуин и любуется закатом двух солнц. Существуют ли во Вселенной такие планеты?

Миссия телескопа «Кеплер» обнаружила свидетельства наличия планет в системах двойных звёзд, но это были непригодные для жизни газовые гиганты, и учёные даже предполагали, что планеты земного типа не могут образовываться в таких системах. Однако математическое моделирование показало, что подобные Татуину планеты могут существовать в большом количестве.

Исследование провели астрофизик из Университета штата Юта Бен Бромли (Ben Bromley) и Скотт Кеньон (Scott Kenyon) из Смитсонианской Астрофизической обсерватории.

Предположения о жизнепригодности планеты учёные делают на основе её состава и характеристик атмосферы и орбиты. Эти данные позволяют понять, какие на ней возможны химические реакции.

При оценке жизнепригодности учитывают также свойства звезды, вокруг которой обращается планета. Звезда должна иметь стабильную светимость достаточно долго для возникновения и эволюции жизни, не проявлять сильной переменности и содержать достаточно много тяжёлых элементов (это даёт возможность формирования землеподобных планет).

Стабильной зоной обитаемости традиционно считают такой диапазон расстояний от звезды, внутри которого планеты могут иметь жидкую воду. Речь при этом идёт о возможности жизни «земного типа», т.е. на основе углерода, единственной формы живой материи, известной нам в реальности. Из этих же соображений как жизнепригодные рассматриваются, как правило, только каменистые планеты и спутники земного типа. Теоретически возможны и иные формы жизни, для них могут оказаться пригодными и совершенно иные небесные тела. (См. подробнее о жизнепригодности планет)

«Наш главный вывод заключается в том, что за пределами небольшой области вблизи двойной звезды планеты могут формироваться точно так же, как формируются вокруг одиночной звезды, — пишут Бромли и Кеньон. — Планеты в двойных системах так же обычны, как в системах одиночных звёзд».

Согласно расчётам астрофизиков, планетезимали1 при формировании системы с двойной звездой двигаются по эллиптической орбите и находятся в стабильных условиях, не предполагающих частые катастрофические столкновения. Таким образом могут зарождаться планеты всех известных типов, в том числе подобные Земле. Ожидается, что дальнейшие исследования подтвердят существование таких небесных тел.

1 Планетезималь (от англ. planet — планета и англ. infinitesimal — бесконечно малая) — небесное тело на орбите вокруг протозвезды, образующееся в результате постепенного приращения более мелких тел, состоящих из частиц пыли протопланетного диска. Планетезималь непрерывно притягивает к себе новый материал и накапливает массу до тех пор, пока под действием силы тяжести отдельные слагающие её фрагменты не начнут уплотняться. Уплотняющееся вещество увеличивает температуру в центре планетезимали. Ядро начинает плавиться — образуется протопланета. Теорию формирования планет, включающую гипотезу планетезималей, предложил советский астрономом В. Сафронов в 1960-х гг. Сегодня её поддерживают большинство астрономов мира.