Астрономы исследовали релятивистские эффекты с помощью исчезнувшего пульсара

Один виток орбиты пульсара J1906 (справа) вокруг звезды-компаньона (в центре). Синяя сетка иллюстрирует искажение пространства-времени.

Самая молодая двойная система нейтронных звёзд помогла собрать информацию о сильнейших гравитационных и релятивистских эффектах перед тем, как радиоизлучение от неё перестало попадать на Землю. Результаты пятилетних исследований опубликованы в «Астрофизическом журнале» и представлены на 225-й встрече Американского астрономического общества.

Система J1906 является двойным пульсаром и расположена на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли в созвездии Орла. Пульсар открыт в 2004 году и является самым молодым из известных в настоящий момент — его возраст оценивается в 110 тысяч лет. Один из компонентов системы — радиопульсар с периодом вращения 144 мс, что однозначно указывает на то, что это нейтронная звезда: более крупное тело разорвало бы центробежной силой. Его спутник может быть нейтронной звездой или белым карликом.

Изучая на протяжении 5 лет излучение пульсара, астрономы не только определили основные характеристики системы, но и смогли с высокой точностью измерить гравитационное взаимодействие в ней. Обе звезды незначительно тяжелее Солнца: пульсар имеет массу 1,291 M, его компаньон — 1,322 M. При этом они находятся более чем в сто раз ближе друг к другу, чем Земля и Солнце, а период вращения системы вокруг общего центра масс составляет 4 часа.

Намного больший интерес представляет эволюция системы, связанная с гравитационным искажением пространства-времени: в конечном итоге геодезическая прецессия — эффект изменения оси вращения вследствие взаимодействия с сильнейшим гравитационным полем — привела к тому, что пульсар перестал наблюдаться с Земли. В 2009 году остался виден сигнал только с одного полюса, а в 2010 году исчез и он.

Расчёты показывают, что дальнейшая прецессия может привести к тому, что излучение радиопульсара вновь будет попадать на Землю. Однако ожидается, что это произойдёт лишь через 160 лет.