ЦБ РФ опасается, что миллениалы подорвут пенсионную систему

+7 926 604 54 63 address
 «Получение качественных впечатлений» как самостоятельная ценность и отказ от необходимости владеть в пользу возможности пользоваться плохо укладываются в современную российскую финансовую систему.
«Получение качественных впечатлений» как самостоятельная ценность и отказ от необходимости владеть в пользу возможности пользоваться плохо укладываются в современную российскую финансовую систему.

Центральный банк Российской Федерации опубликовал документ «Основные направления финансового рынка Российской Федерации на период 2019—2021 годов», в котором отдельный раздел посвящён «изменениям ожиданий потребителей финансовых услуг», а именно — отличиям представителей «поколения Y», родившихся в 1980—2000 гг., от россиян старших возрастных групп.

С одной стороны, авторы документа оптимистично заявляют, что миллениалы «пока не требуют радикальных перемен в содержании финансовых услуг». Но тут же поправляются, отмечая, что потребительские привычки нынешних двадцати- и тридцатилетних могут «в среднесрочной перспективе… подрывать устойчивость существующей модели пенсионной системы, основанной на механизме межпоколенческого трансфера».

Беспокойство экспертов ЦБ вызвали, в основном, два паттерна поведения миллениалов. Во-первых, хотя представители «поколения Y» достаточно активно копят средства, они так же легко с ними и расстаются, предпочитая вкладывать деньги в то, что в ЦБ назвали «получение качественных впечатлений, по своей мотивации не всегда ориентированных на перспективу». То есть, между парашютной школой или путешествием в Таиланд и покупкой нового холодильника, способного послужить детям и внукам, миллениалы делают вполне понятный выбор (и улетают на Пхукет).

Вторая претензия авторов документа к миллениалам заключается в том, что у них «стремление к контролю над своей судьбой снижает толерантность к участию в «совместных» схемах». Вероятно, здесь имеется в виду получившее распространение в последние годы явление уберизации.

Уберизация — термин, производный от названия компании Uber. Уберизация — это использование компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом.

В перспективе, полагают авторы документа, уберизация может «привести к пересмотру потребности иметь предметы в собственности. Ведь конечную ценность для потребителя имеет пользование, а не владение. Это, в свою очередь, может оказать влияние на баланс сбережений в экономике и стратегии их накопления населением». Действительно, молодёжь, для которой мобильность и отсутствие долговременных обязательств (например, долговых) представляют собой значимые ценности, скорее всего, предпочтёт каршеринг покупке кредитного автомобиля, которая неизбежно потянула бы за собой эксплуатационные и другие расходы. При этом уберизация, или экономика совместного пользования, помогает сберечь ресурсы планеты, что также может быть дополнительным мотивирующим фактором для многих миллениалов.

Завершая посвящённую «поколению Y» часть документа, авторы в числе «вызовов для российского финансового рынка» упоминают «риск недостаточного пенсионного накопления… ведущего к возможным финансовым ограничениям в позднем возрасте». В то же время среди «возможностей для российского финансового рынка» значится следующий пункт: «роботизированный помощник с искусственным интеллектом может компенсировать недостаток финансовой грамотности индивида, одновременно порождая запрос на новые механизмы защиты прав потребителей». Что это за «помощник» и как именно он будет «компенсировать недостаток финансовой грамотности», в документе не сообщается.

.
Комментарии