2017 год стал вторым по температурным показателям за всё время наблюдений

В 2017 г. таяние полярных льдов продолжилось.
В 2017 г. таяние полярных льдов продолжилось.

Плохие новости о глобальном потеплении: минувший 2017 год занял почётное второе место среди самых «жарких» за всю историю наблюдения. Об этом сообщается в результатах анализа, проведённого экспертами американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA). Средняя температура на планете в 2017 была на 0,9 градуса Цельсия выше, чем средняя температура за период с 1951 по 1980 гг. Пальму первенства 2017 г. «уступил» только своему предшественнику, 2016 г.

В анализе, независимо подготовленном учёными из Национального управления океанических и атмосферных исследований (National Oceanic and Atmospheric Administration, NOAA), 2017 г. был назван третьим по температурным показателям. Эта небольшая разница объясняется различиями в методах, используемых при оценке температур на планете — тем не менее, на больших отрезках времени результаты работы двух агентств всегда совпадают. Так, по отчётам NASA и NOAA видно, что пять самых тёплых — за время наблюдения — лет пришлись на период после 2010 г.

Поскольку места расположения метеорологических станций и практики измерения температур со временем меняются, интерпретация и сравнение средних данных по конкретным годам становятся затруднительными. Тем не менее, средняя температура поверхности Земли за минувший век увеличилась примерно на 1 градус Цельсия. Это потепление обусловлено, в основном, увеличением объёмов выброса углекислого газа и антропогенным загрязнением атмосферы. 2017 г. стал третьим подряд годом, в котором глобальная температура на планете была более чем на градус выше средних показателей XIX века.

Эффект Эль-Ниньо и Ла-Нинья

Феномены, подобные Эль-Ниньо и Ла-Нинья, охлаждающие или разогревающие тропическую часть Тихого океана и вызывающие соответствующие изменения ветров и температур, вносят свой вклад в кратковременные колебания средней температуры на планете. «Согревающий» эффект Эль-Ниньо был наиболее выражен на протяжении 2015 г. и в первой трети 2016 г.

Эль-Ни́ньо (исп. El Niño  — «малыш, мальчик»), или Южная осцилляция (Southern Oscillation, ENSO)  — колебание температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, имеющее заметное влияние на климат. В более узком смысле Эль-Ниньо  — фаза Южной осцилляции, в которой область нагретых приповерхностных вод смещается к востоку. При этом ослабевают или вообще прекращаются пассаты, замедляется апвеллинг в восточной части Тихого океана, у берегов Перу. Противоположная фаза осцилляции называется Ла-Нинья (исп. La Niña  — «малышка, девочка»).

Даже если бы Эль-Ниньо не было, а эффект Ла-Нинья проявился только в конце 2017 г., средняя температура 2017 г. оказалась бы между аналогичными показателями 2015 и 2016 гг. В рамках эксперимента учёные попытались удалить эффекты Южной осцилляции из анализа — и 2017 г. оказался самым «жарким» годом за всю историю наблюдений.

Следует, однако, понимать, что многое зависит от местных климатических условий, поэтому не все регионы Земли страдают от глобального потепления в одинаковой мере. Наиболее сильно это влияние в Арктике, где в 2017 г. по-прежнему таял ледяной покров.

Анализ, сделанный экспертами NASA, был подготовлен на основании данных, собранных на 3600 метеорологических станциях, датчиках с кораблей и буйков, а также полученных с антарктических исследовательских станций.