Разрушение одомашненной популяции медоносных пчёл — огромная проблема не только для пчеловодов, но и для всего мира: пчёлы опыляют до 75% всех культурных растений, и их исчезновение грозит серьёзным продовольственным кризисом. Между тем, в разных странах ежегодно гибнут тысячи и десятки тысяч пчелиных семей. Среди причин такого положения вещей называют варроатоз, нозематоз, синдром разрушения колоний, применение инсектицидов. Однако причины очевидно более многообразны, да и этиология синдрома разрушения колоний остаётся дискуссионной. Недавнее исследование, проведённое специалистами из Службы сельскохозяйственных исследований (Agricultural Research Service, ARS) Министерства сельского хозяйства США (United States Department of Agriculture, USDA), выявило ещё один стресс-фактор, делающий пчёл более уязвимыми к воздействию паразитов, возбудителей болезней и ядохимикатов: пыльца, основной источник питания пчёл, стала за последние десятилетия менее питательной из-за выбросов углекислого газа.
Физиолог растений Льюис Зиска (Lewis Ziska) из ARS, совместно с коллегами из университета Пердью (Purdue University), колледжа Уильямс (Williams College) и Смитсоновского национального музея естественной истории (Smithsonian’s National Museum of Natural History), исследовал содержание белка в пыльце исторических образцов канадского золотарника (Solidago canadensis) и сравнил полученные результаты с содержанием белка в пыльце современных растений этого вида. Выяснилось, что в пыльце растений из гербария Смитсоновского национального музея естественной истории содержится больше белка, чем в недавно собранных образцах.
Цветущий с июля по октябрь на всей территории Северной Америки золотарник — один из самых широкодоступных источников пыльцы для пчёл. И, хотя в тёплое время года пищевые потребности пчёл, в основном, удовлетворяются нектаром, зимой эти насекомые нуждаются в витаминах, минералах и белках, получаемых из пыльцы, которую они запасают осенью.
Используя образцы гербария Смитсоновского музея, собранные с 1842 по 1998 год, а также растения, собранные в недавнее время, из других коллекций, Зиска установил, что содержание белка в пыльце с 1960 года уменьшилось на 12—18%. Также была установлена корреляция между уменьшением содержания белка в пыльце и увеличением доли CO2 в атмосфере.
Полезным результатом исследования можно считать понимание того, что пчеловоды могут противодействовать дефициту питательных веществ в пыльце, предлагая пчёлам дополнительный белок поздней осенью. Однако, как смягчить воздействие обнаруженной проблемы на диких пчёл, неясно.
Конечно, пчёлы, как и любой биологический организм, имеют определённый потенциал для адаптации к меняющимся природным условиям. Но смогут ли они в итоге приспособиться к падению питательной ценности пыльцы, неизвестно. Так или иначе, эта проблема — ещё один довод в пользу необходимости решать стараться уменьшить выброс углекислого газа в атмосферу Земли.
«Я часто читаю, — заметил Зиска, — что „CO2 — это еда растений“. Однако это всего лишь мем, далеко отстоящий от понимания сложности роли CO2 в биологии растений. Я подозреваю, что проблема с опылителями — это только верхушка айсберга, цветочки».