Открыта бактерия-экстремофил, производящая водород

Melanie  Mormile/
Микробиолог Мелани Мормайл.

Исследователи из Миссурийского университета науки и технологий (США) открыли бактерию-экстремофила, которая в процессе жизнедеятельности выделяет водород. Открытие может способствовать развитию водородной энергетики.

Профессор биологии Мелани Мормайл (Melanie Mormile) и её команда обнаружили бактерию Halanaerobium hydrogeninformans в озере Соап Лейк (Soap Lake), находящемся в штате Вашингтон. Она может производить водород в экстремальных условиях: озеро Соап Лейк щелочное и солёное.

«Я занимаюсь изучением общей микробной экологии в экстремальных условиях, но эта отдельная бактерия привлекла моё внимание, — говорит Мормайл. — Я намерена изучить её во всех подробностях».

Мормайл, специалист в области микробной экологии в экстремальных условиях, не искала именно бактерию, которая может производить водород. Её интересовали микроорганизмы, которые могут помочь очистить окружающую среду, и, как она считала, экстремофилы озера Соап Лейк могут быть полезны в этой сфере. Экстремофилы — это микроорганизмы, которые живут и размножаются в экстремальных условиях — при высокой температуре, кислотности, в щелочных средах, концентрированных соляных растворах и растворах с высокой концентрацией осмотически активных веществ, а также при сверхвысоком (для большинства известных живых существ) давлении.

Halanaerobium hydrogeninformans обладает метаболическими возможностями, позволяющими существовать в условиях, которые возникают в результате сильного загрязнения окружающей среды некоторыми видами отходов.

Мормайл надеялась обнаружить в озере и описать новые виды железовосстанавливающих бактерий. Однако оказалось, что открытый новый вид бактерии производит водород и триметиленгликоль, находясь в экстремальной щелочной и солёной среде. Это свойство может быть полезно в промышленности: триметиленгликоль используется для изготовления композитов, производства клеёв, слоистых материалов и покрытий, также он может служить в качестве растворителя и как антифриз. Область применения водорода ещё шире: это и ракетное и автомобильное топливо, и упаковочный газ в пищевой промышленности, и важный компонент в производстве маргарина, мыла, метанола, пластмасс и многих других востребованных продуктов и материалов.

По словам Мормайл, бактерия Halanaerobium hydrogeninformans может производить водород в количестве, позволяющем ей конкурировать с генетически изменёнными организмами, созданными специально для выполнения этой задачи. Есть вероятность, что этот микроорганизм будет играть важную роль в водородной промышленности будущего.