Радиационный урон основе экосистемы Чернобыля

Карта радиационного загрязнения в районе Чернобыльской АЭС

Радиологическое поражение микробов-детритофагов неподалёку от места аварии на Чернобыльской АЭС замедлило процесс разложения опавших листьев и других растительных остатков в этом районе, о чём можно узнать из отчёта, опубликованного недавно в журнале Oecologia. В результате образовался слой сухого, рыхлого детрита, — источника повышенной пожарной опасности, что таит в себе угрозу распространения радиоактивности из зоны Чернобыльской АЭС.

Профессор биологии университета Южной Каролины Тим Муссо провёл обширное исследование. Он и его постоянный соавтор Андерс Меллер из Universite Paris-Sud заметили нечто необычное в ходе своей работы в «Рыжем лесу», это около 10 км² деревьев, прилегающих к Чернобыльской АЭС, принявших на себя наибольшую долю выброса радиоактивной пыли во время взрыва реактора в 1986 году.

«Мы ходили, переступая через все эти деревья, погибшие в результате взрыва, — рассказывает Мюссе. — Стволы неплохо сохранились; если бы такое дерево упало у меня на заднем дворе, оно превратилось бы в труху за десять лет, или около того».

Так возникла идея оценить скорость, с которой разлагается древесный материал в условиях различного фонового излучения. Образцы нетронутой лесной подстилки (хвоя, листья дуба, клёна и березы) в сетчатых мешках были разложены по всей области. Были выбраны места с различным радиационным фоном, образцы были изучены после девяти месяцев нахождения на свежем воздухе.

Анализ потери веса каждого образца показал, что в местах с более высоким радиационным фоном наблюдалось меньшая потеря веса. В наиболее загрязнённых местах листья разлагаются на 40% медленнее, чем в контрольных местах с нормальным уровнем фонового излучения.

Также была измерена глубина лесной подстилки в тех местах, где располагались образцы. Оказалось, что она больше в местах, где выше радиационный фон.

Группа экспертов пришла к выводу: бактерии и грибы, разлагающие растительные остатки, наиболее подвержены радиационному поражению, в отличие от мелких беспозвоночных, которые также содействуют разложению биомассы растений.

Мюссе высказал также предположение, что медленное разложение является косвенной причиной замедления роста растений, которое наблюдается в районе Чернобыля, так как угнетаемые радиацией микроорганизмы выделяют в почву меньше питательных веществ.

«Это ещё один аспект воздействия низких доз радиоактивного загрязнения на большие экосистемы, — говорит Мюссе. — Мы рассмотрели много других факторов, изучили популяции животных в регионе, а теперь включили в сферу нашего интереса растительные и микробные сообщества».

Результаты исследований также показали потенциальную опасность дальнейшего распространения радиоактивности. Накопление сухой лесной подстилки чревато большими лесными пожарами, что приведёт к переносу радиоактивных материалов вместе с дымом.