Моллюск-бурильщик и новая модель вселения морских организмов в пресные воды

Участок реки Каладан в Мьянме, где живут пресноводные моллюски-бурильщики.

Международная группа учёных обнаружила в реке Каладан на границе Мьянмы и Бангладеш специфическое разрушение горных пород живыми организмами — биоэрозию. В пресных водах это явление зафиксировано впервые. Причиной оказался моллюск-бурильщик Lignopholas fluminalis, разрушающий даже твёрдые силикатные породы, что и в море наблюдается редко.

Над изучением необычной находки работали эксперты из России, Норвегии, Австралии, Португалии, Сингапура, Таиланда, Тайваня, Мьянмы и Франции. В результате предложена принципиально новая тектоническая модель, объясняющая появление моллюска-бурильщика, а также многих других вселенцев в пресных водах Восточной Азии.

Суть модели в том, что когда-то давно, несколько тысяч лет назад, моллюски-бурильщики и сопутствующее им сообщество морских организмов обитали в солёных водах в устье реки Каладан. Этот район отличается высокой скоростью поднятия земной коры. По мере этого тектонического подъёма, устье реки, где находилась скалистая гряда с бурильщиками, поднималось всё выше над уровнем моря, и морские воды эстуария постепенно замещались пресными водами реки. Поскольку весь процесс происходил медленно, в течение нескольких тысячелетий, морские моллюски-бурильщики смогли приспособиться к новой среде обитания, и образовали пресноводную популяцию.

Кусок силикатной породы с пресноводными моллюсками-бурильщиками и их ходами
Кусок силикатной породы с пресноводными моллюсками-бурильщиками и их ходами.

Руководитель проекта, врио директора Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН и заведующий лабораторией молекулярной экологии и филогенетики Северного (Арктического) федерального университета, доктор биологических наук Иван Болотов отметил, что территория штата Ракхайн на границе Мьянмы и Бангладеш, в котором проводилось исследование, на сегодняшний день не изучена.

Работа в этом районе осложняется острой общественной и политической ситуацией.

«Мы, кажется, были первыми учёными, которые там поработали, — предположил исследователь. — Результаты нашей работы имеют большое теоретическое значение, поскольку наглядно объясняют, как именно морские организмы вселяются в пресные воды. Получается, что шансы на вселение наиболее велики в пределах тектонически активных регионов. В пределах побережья Азии имеются огромные речные эстуарии, в которых протекают сходные процессы. Нередко морские вселенцы становятся опасными инвазивными видами, приносящими огромный ущерб народному хозяйству. Таковы, например, моллюски дрейссены — изначально морские формы, вселившиеся в пресные воды».

По результатам работы опубликована статья в журнале Nature Communications.