В 1999 году океанограф и яхтсмен Чарльз Мур (Charles Moore) возвращался домой после регаты Transpac и заметил, что судно окружают маленькие кусочки пластика. Так он своими глазами убедился в существовании Большого тихоокеанского мусорного пятна. С тех пор капитан пытается привлечь внимание к проблеме и попутно её изучает. Недавно он вернулся из очередной экспедиции и подтвердил, что «мусоворот» есть не только в северной части Тихого океана, но и в Южной.
Большое тихоокеанское мусорное пятно (БТМП)— это скопление антропогенных отходов (преимущественно, пластика) в северной части Тихого океана. БТМП не похоже на плавучий мусорный остров, и если вы видели страшные фотографии лодок посреди бескрайнего моря мусора, знайте: это не оно. Пятно даже со спутников не видно, потому что оно представляет собой кусочки, плавающие под поверхностью — своеобразный «пластиковый суп», как называет его Мур. Однако обнаружить БТМП всё-таки можно — для этого достаточно взять пробы воды. Свалку формирует Северотихоокеанская система течений: мусор попадает в океан, там его подхватывают потоки воды и постепенно относят к центру, откуда течения уже не выпускают (поэтому БТМП получило второе название: «тихоокеанский мусороворот»).
Течения, разумеется, есть не только в Тихом океане, а мусор выбрасывают люди по всему миру — так что вполне логично предположить, что у БТМП есть «меньшие братья» в других местах. Предполагается, что мусовороты прячутся в центре ещё четырёх крупных течений, и ранее было подтверждено существование «свалки» в Индийском и Атлантическом океанах. Однако если БТМП изучено хорошо, то скоплениями пластика в остальных местах учёные занимаются не так активно «Информации о пластике в южной части очень мало, — констатирует океанограф Эрик ван Себилл (Erik van Sebille). — Туда почти никто не ходит, и этот регион изучен очень, очень плохо». Этот пробел и намеревался восполнить Чарльз Мур, отправившись в экспедицию в южный район Тихого океана в конце прошлого года.
Мур и его команда попробовали оценить количества мусора и заодно узнать, как он влияет на здоровье местной фауны — в частности, рыб семейства Миктофовые (Myctophidae). Участники экспедиции подтвердили существование пятна и принесли неутешительные новости. «Мы обнаружили огромные количества пластика, — говорит Мур. — Моё первое впечатление — что наши образцы могут сравниться с тем, что мы видели в северной части в 2007. Так что получается, что этот район отстаёт примерно на 10 лет». Кроме того, новое мусорное пятно оказалось не таким населённым. «Южнотихоокеанское течение оказалось более пустынным, чем северотихоокеанское, и это стало для меня неожиданностью, — написал Мур в блоге экспедиции. — Нам не удалось собрать миктофовых в этом мусорном пятне».
Чарльз Мур подтвердил существование пластиковой свалки, но не открыл её — эта заслуга принадлежит исследователю Маркусу Эриксену (Marcus Eriksen). В 2011 году он пересёк пятно, а спустя два года опубликовал научную работу и сообщил о своей находке. «Тогда я увидел очень мало мусора, — рассказал он порталу ResearchGate. Тот факт, что Мур наблюдал совсем другую картину, можно объяснить двумя факторами: во-первых, за шесть лет в океане, вероятно, оказались ещё несколько тонн отходов, а во-вторых, пластик распределён неравномерно. Забрось сеть пару раз — и она может вернуться почти пустой, если мусор концентрируется в других местах.
Учёные вернулись из экспедиции в мае, и теперь им необходимо тщательно взвесить и проанализировать образцы. До публикации результатов пройдёт некоторое время, но можно не сомневаться в том, что Мур постарается закончить работу как можно скорее. «Есть ощущение, что информацию об этой области нужно донести как можно скорее, потому что она разрушается невероятно быстро. Для многих неисследованных областей океана мы никогда не получим исходных данных «допластикового периода», — говорит учёный.