Недавно в СМИ распространились сообщения о том, что компания Cambridge Analytica завладела данными 50 млн пользователей Facebook и использовала их, чтобы поддержать кампанию Дональда Трампа перед выборами президента США в 2016 году. Ряд специалистов выразили сомнение, что информация о пользователях соцсети могла каким-либо образом помочь нынешнему президенту США занять свой пост. На британском телевидении CEO компании Александр Никс (Alexander Nix), отстранённый сейчас от должности, заявил, что фирма сыграла в избрании Трампа значительную роль.
Бывшие сотрудники Cambridge Analytica и документы, попавшие в распоряжение СМИ, свидетельствуют о том, что фирма незаконно завладела данными десятков миллионов пользователей Facebook. С организацией сотрудничал ряд сторонников Республиканской партии. Предположительно, профили из соцсети использовались, чтобы изучить электорат, а затем склонить избирателей поддержать определённого кандидата в президенты.
Ранее сообщалось, что Facebook заявил о гораздо меньшем объёме утечки данных, заблокировал страницы Cambridge Analytica, сооснователя компании Кристофера Уайли (Christopher Wylie) и учёного Александра Когана (Aleksandr Kogan), который разработал приложение для психологических опросов, а затем передал данные о скачавших его пользователях третьим лицам.
Майк Мёрфи (Mike Murphy), занимавшийся стратегией республиканцев в начале 2016 г., рассказал, что Cambridge Analytica предлагала ему некую передовую разработку, подобной которой ещё не было. Они хотели при помощи алгоритмов проанализировать данные о людях и предоставить им таргетированную и крайне убедительную рекламу. По воспоминаниям Мёрфи, представители фирмы заявляли, что выполняют секретные задания для вооружённых сил и разбрасывались профессиональным жаргоном.
Люк Томпсон (Luke Thompson), бывший преподаватель Йельского университета (Yale University) и замглавы фирмы Applecart, занимающейся анализом данных, считает результат сбора информации о пользователях соцсети практически нулевым. Когда Cambridge Analytica предложила республиканцам свои услуги, он счёл их предложение о масштабном психографическом картировании если и реальным, то маловероятным и бесполезным.
«Оно было основано на всякой ерунде из популярной психологии, и даже если план с картированием удался бы, это мало что дало бы кампании. Никто не задал самых основных вопросов о сборе данных… Если нужно выяснить политические взгляды людей, зачем расспрашивать их о старинных автомобилях? Почему не провести опрос о политике?» — цитирует Томпсона издание Los Angeles Times. В целом, по его заключению, методы Cambridge Analytica основывались на «абсурдных допущениях» и «прыжках веры».
Бывший клиент Cambridge Analytica Тодд Уилкокс (Todd Wilcox), который в 2015 г. основал комитет «Восстановим лидерство Америки» (Restore American Leadership) и претендовал на место в Сенате, также не заметил результатов работы фирмы. Он рассказал, что Cambridge Analytica предложили склонить избирателей к его кандидатуре, используя в символике кампании определённые слова и цвета. Свидетельств того, что эти меры действительно повлияли на поведение людей, Уилкокс и его коллеги найти не смогли.
Вопреки заявлениям бывших сотрудников Cambridge Analytica, приписывающей себе влияние на политическую жизнь за пределами США, специалисты считают роль фирмы куда менее значительной. Профессор из Университета Тафтса (Tufts University) Эйтан Херш (Eitan Hersh) призвал в контексте утечки данных через приложение обратить больше внимания на защиту данных пользователей. Профессор Дэвид Карпф (David Karpf) из Университета Джорджа Вашингтона (The George Washington University) отметил, что компания Cambridge Analytica «намеревалась ограбить сокровищницу с бриллиантами, а вынесла лишь сумку фианитов». Тем не менее он подчеркнул, что речь всё равно идёт о нарушении, и лёгкость, с которой его удалось совершить, внушает опасения.