Высокий интеллект и любовь к науке — и роботы не страшны

+7 926 604 54 63 address
 Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно развивать интеллект и любить науку — желательно, ещё со школы.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно развивать интеллект и любить науку — желательно, ещё со школы.

С каждым днём машины становятся всё умнее. Искусственный интеллект обыгрывает людей в го и диагностирует болезни, а роботы тем временем заменяют работников фастфуда. По некоторым прогнозам, через тридцать лет автоматы отнимут работу у половины человечества. Чем дальше, тем больше людей задают себе вопрос: могут ли умные машины вытеснить меня с рынка труда? Психологи из США и Германии утверждают: ответ на этот вопрос во многом зависит от интересов и личных качеств, которые проявились у вас в старших классах. Результаты работы опубликованы в European Journal of Personality.

Если школьники интересуются естественными науками или искусством либо обладают высоким интеллектом, они выберут профессии, которые в будущем едва ли удастся заменить автоматами, утверждают исследователи. «Когда речь идёт о сложных социальных взаимодействиях, роботы не могут работать так же хорошо, как люди, — говорит член научной группы Родика Дамиан (Rodica Damian). — Кроме того, люди превосходят машины, когда дело касается нестандартных задач, требующих творческого подхода и высокой степени сложности. Там где требуется гибкость, люди справляются лучше».

В 2013 году Карл Фрей (Carl Frey) и Майкл Осборн (Michael Osborne) рассчитали, что в США машинами можно заменить представителей 47% профессий. В результате такой «компьютеризации» без работы могут остаться тысячи и миллионы человек. Американские и немецкие психологи не стали ломать голову над тем, как справиться с последствиями автоматизации, а попытались ответить на другой важный вопрос: какими качествами должен обладать молодой человек, чтобы получить профессию, на которую не посягнут роботы?

Для этого они использовали данные «Проекта „Талант“» (Project Talent) — долговременного исследования, в котором приняли участие больше 440 000 американских школьников. Это было масштабное мероприятие: старшеклассники более тысячи учебных заведений потратили два с половиной дня на заполнение анкет, в которых указали демографические и медицинские данные, любимые занятия, интересы, планы на будущее и так далее. А учёные оценивали их креативность, общительность, способность к абстрактному мышлению и другие качества. Первая часть исследования завершилась в 1960 году, а спустя 11 и 50 лет участники повторно заполнили опросники, указав, среди прочего, и место работы.

Авторы нового исследования воспользовались расчётами Фрея и Осборна и определили, насколько высока вероятность компьютеризации профессий, которые выбрали бывшие школьники. Затем они проанализировали, как личностные качества и интересы участников связаны с выбором специальности. «Мы обнаружили, что, независимо, от социального происхождения, люди с более высоким уровнем интеллекта, более высоким уровнем зрелости и экстраверсии, с повышенным интересом к искусству и естественным наукам… склонны 11 и 50 лет спустя выбирать профессии, которые с меньшей вероятностью подвергнутся автоматизации», — пишут исследователи. Те, кто интересовался вещами и людьми, напротив, сильнее рисковали уступить место машинам.

Каждый раз, когда индекс когнитивных способностей (показатель, который учитывает данные Project Talent о речевых, математических и пространственных способностях человека) повышался на 15 пунктов, вероятность компьютеризации специальности снижалась на 7%. Если экстраполировать этот результат на всё население США, получится, что повышение интеллекта могло бы спасти от потери рабочих мест более 10 миллионов человек. А увеличение показателя зрелости или интереса к науке на одно стандартное отклонение — 2,9 миллионов человек.

Может показаться странным, что интерес к людям был связан с высоким риском автоматизации, ведь в том, что касается социальных навыков, Homo Sapiens опережают машины. Но авторы напоминают, что исследование проводилось в 60-е годы. Исходя из исторического контекста и дизайна опросников, они сделали вывод: участники, которые в анкетах отмечали интерес к людям, вероятнее всего, стали офисными работниками — их обязанности в основном, сводились к общению с коллегами и выполнению рутинных задач. Их работу впоследствии компьютеризировали.

Психологи показали, что высшее образование снижает риск выбора «уязвимой» профессии, но ведущую роль всё же играют личные качества. Они предполагают, что традиционное образование пока не может полноценно подготовить людей к изменениям на рынке труда, однако признают, что с начала 60-х, когда проводили Project Talent, многое могло измениться. «Возможно, нам следует задуматься о тренировке личных качеств, которые помогут людям подготовиться к рабочим местам будущего (то есть к тем, на которых людей сложно заменить роботами — прим. XX2 ВЕК)», — пишут авторы исследования.

.
Комментарии