Американцы выдали «Яндексу» доменную зону .yandex

У Яндекса появилась собственная доменная зона.

Американская некоммерческая организация IANA (Администрация адресного пространства интернета — распределяет адресные пространства в интернете, входит в более крупную подобную организацию ICANN) одобрила создание домена верхнего уровня российской компании «Яндекс» — .yandex.

В пресс-службе «Яндекса» эту информацию подтвердили. Согласно установленным правилам, любая компания, товарные знаки которой включены в специальный реестр-депозитарий ICANN, сможет купить по фиксированной цене себе домен в зоне .yandex в период приоритетной регистрации, даже если российский поисковик не захочет впоследствии начинать масштабные продажи доменов всем желающим.

Доменная зона .yandex может заработать через две недели — первыми работающими доменами станут технические nic.yandex и whois.yandex. Компании «Яндекс» нужно провести ряд технических мероприятий по делегированию доменов второго уровня.

«ICANN действительно одобрил создание доменной зоны .yandex, мы ведем подготовку к ее запуску. Точные сроки ее открытия для пользователей мы называть не готовы, — сказали в пресс-службе «Яндекса». — Мы не планируем открывать платную регистрацию на .yandex. Сейчас пользователи из России чаще всего заходят на yandex.ru, а, например, из Турции — на yandex.com.tr. На *.yandex будет та же информация: поиск, наши сервисы и информация о компании «Яндекс» (например, poisk.yandex или market.yandex). Если у большинства компаний, городов и организаций появятся домены первого уровня, пользователи привыкнут, и им станет удобнее вводить адреса в новом формате».

В 2011 году ICANN приняла решение о увеличении количества доменов в интернете. В нынешних зонах — .com, .net, .ru и проч. — осталось не так много незанятых коротких и осмысленных названий. ICANN открыла прием заявок от организаций, желающих стать администраторами новых доменов. Заявки подавали в том числе и российские компании — в этом году начали работать, например, .moscow, .москва, .рус, .дети, .онлайн и многие другие. Домен .yandex станет первым корпоративным доменом первого уровня, который получили российские компании.

Однако все эти зоны приобретались для коммерческого использования, то есть регистрировать на них адреса сможет любой желающий. Как следует из заявки «Яндекса» в IANA, использовать доменную зону поначалу будет сама компания и ее партнеры — продажа адресов третьим лицам пока не планируется. Но «Яндекс» не исключает, что впоследствии позволит в зоне .yandex регистрировать домены «третьим лицам, не аффилированным с «Яндекс», говорится в заявке. Тогда компания обещает «разработать политику и процедуры для рассмотрения доменных имен с неточными или неполными данными whois».

Подача заявки на домен верхнего уровня стоит 185 тыс долларов. Первичные затраты на техническое содержание зоны могут достигать до 2 млн долларов, впоследствии ежегодное содержание зоны будет обходиться компании до 1 млн долларов, по словам представителя компании Ru-Center Андрея Воробьева.

Компания будет владельцем доменной зоны .yandex и регистратором — органом, устанавливающим правила регистрации в ней. Техническим ведением реестра зарегистрированных доменов «Яндекс» заниматься не будет. Вести реестр будет вашингтонская фирма NeuStar Inc., которая уже является администратором доменной зоны .us. Хотя в России есть компании, которые могут вести реестр, к примеру Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ) является регистратурой доменных зон .ru и .рф. Но с российскими компаниями «Яндекс» переговоры не проводил. По словам директора КЦ Андрея Колесникова, после получения одобрения от IANA «Яндексу» понадобится порядка двух-трех недель для того, чтобы делегировать первые технические домены nic.yandex и whois.yandex.

Как отметил Воробьев, перед официальным запуском зоны .yandex, по правилам ICANN, регистратор должен будет дать минимум 30 дней для приоритетной регистрации владельцам товарных знаков. Во время этого периода сам «Яндекс» сможет запустить работу 100 своих доменных имен, если их названия не будут совпадать с доменами из депозитария ICANN. В этот депозитарий могут попасть компании-правообладатели товарных знаков со всего мира (стоимость регистрации составляет около 13 тыс. рублей), при этом общий список товарных знаков депозитария ICANN закрыт. Из заявки «Яндекса» следует, что поисковик не будет взимать плату за регистрацию доменов, а если будет, то предупредит за 180 дней. Если же компания-владелец товарного знака не воспользуется своим правом зарезервировать домен, созвучный бренду, то такой домен сможет зарезервировать сам «Яндекс» для своих нужд (или впоследствии любой желающий).

По словам доменного брокера Павла Гросс-Днепрова, основная сложность для «Яндекса» в связи с покупкой новой доменной зоны — приучить пользователей к свежему адресу, поэтому эта инвестиция скорее на перспективу. Два лидера российского интернет-рынка — Mail.Ru Group и «Яндекс» — в последние годы активно занялись доменным направлением. Но стратегии компаний в этой сфере отличаются. Если «Яндекс» приобрел собственную доменную зону, то Mail.Ru Group для выхода на международный рынок обзавелась красивым двухбуквенным доменом в международной зоне — my.com. По информации «Известий», сумма этой сделки составила более $5 млн.

Сергей Сыров :