Чёрное море становится всё более неспокойным

Иван Айвазовский. Девятый вал.

Среднегодовая энергия ветровых волн на Чёрном море увеличилась за период с 1990 по 2014 год на 10—15%. Об этом свидетельствует опубликованное в Oceanology исследование коллектива учёных под руководством заведующего лабораторией литодинамики и геологии Южного отделения Института океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук Рубена Косьяна.

Вывод об увеличении волновой активности был сделан на основе анализа данных о параметрах полей ветрового волнения Чёрного и Азовского морей с 1979 года по настоящее время. Расчёты были подтверждены прямыми измерениями в районе Геленджика. Объясняется зафиксированная тенденция главным образом усилением атмосферной циркуляции в восточной части бассейна.

Также исследователи доказали, что высота волны в Чёрном море может быть значительно выше, чем считалось до этого — не до 15, а до 20 метров во время некоторых сильных штормов.

Исследование, пояснили в Российском научном фонде, грантом которого оно было поддержано, помогает изучить связь между штормами, деятельностью человека и разрушением береговой полосы Чёрного моря. Работа учёных из Института океанологии РАН остановила некоторые потенциально опасные проекты на Черноморском побережье.