Россия отозвала заявку на ассоциированное членство в ЦЕРН и готовится подписать новое соглашение

Главная площадка <abbr lang="ru" title="CERN — Европейская организация по ядерным исследованиям">ЦЕРН</abbr>.
Главная площадка ЦЕРН.

Россия отказалась от попыток получить статус ассоциированного члена в Европейской организации по ядерным исследованиям. В Минобрнауки РФ заявили, что это связано с подготовкой нового, более выгодного договора о сотрудничестве с организацией. По словам российского физика, одного из основателей проекта «Диссернет», Андрея Ростовцева, ассоциированное членство вряд ли дало бы России что-то весомое, кроме формального статуса.

Отзыв заявки не означает прекращения сотрудничества ЦЕРН с российскими институтами. По информации агентства «Интерфакс», во время переговоров удалось добиться более выгодного для обеих сторон формата сотрудничества, из-за чего заявка и была отозвана. Как сообщает агентство со ссылкой на заместителя министра образования и науки РФ Григория Трубникова, в ЦЕРН заинтересованы «в финансировании российских научных проектов класса мегасайнс, поскольку это даёт возможность сэкономить на строительстве аналогичных дорогостоящих установок». Кроме того, самый свежий договор был заключён ещё в 1993 году, и с тех пор изменились и планы относительно экспериментов, и законодательство.

Членство в ЦЕРН (CERN) позволяет странам принимать участие в тендерах и получать заказы от организации, при этом каждое из государств ежегодно вносит вклад в общий бюджет в зависимости от своего ВВП. Граждане этих стран могут стать штатными сотрудниками ЦЕРН в качестве технического, административного и вспомогательного персонала. Ассоциированное членство — это статус, который могут получить страны вне Европы, чтобы присоединиться к организации. Для европейских стран ассоциированное членство ранее рассматривалось как промежуточный этап перед окончательным вступлением в организацию. Наблюдателями становятся неевропейские страны, принимающие участие в работе организации. Сейчас в статусе наблюдателя, в частности, находятся США и Япония.

Одна из сфер российских разработок, которые интересуют ЦЕРН — это сверхпроводящие сильнополевые магниты для коллайдеров. Как рассказал порталу «XX2 век» доктор физико-математических наук, специалист в области элементарных частиц и сооснователь сетевого сообщества «Диссернет» Андрей Ростовцев, подобные поставки осуществлялись и ранее. «Был огромнейший заказ на сверхпроводящие магниты, дипольные, которые изготовил Новосибирск — сотни этих магнитов», — отметил он.

Однако поставками магнитов сотрудничество не ограничивается. «Россия действительно сильно вовлечена в строительство детекторов. Очень много физиков работает по программе ЦЕРН, а в некоторых направлениях они играют ключевую роль. Это и в самом деле значимый вклад, как интеллектуальный, так и производственный, — пояснил российский физик. — Например, кристаллы для калориметра детектора CMS делались у нас — это радиационно стойкие кристаллы. Именно благодаря им был впервые обнаружен распад бозона Хиггса на два гамма. Это ключевая вещь и с точки зрения производства, и с интеллектуальной».

По словам Андрея Ростовцева, особенных преимуществ, кроме статусности, ассоциированное членство в ЦЕРН России не даст. Он отметил, что при строительстве LHC (Большой адронный коллайдер) российским организациям поступали заказы от ЦЕРН, хотя страна не являлась ни ассоциированным, ни действительным членом. «Возможно, какие-нибудь стажировки для студентов оплачивает ЦЕРН. Но это всё частные вопросы, не того масштаба», — добавил он.

Андрей Ростовцев также пояснил, что для российских физиков, занятых в проектах ЦЕРН в нашей стране, работа в организации открыта. «Много физиков работает внутри коллаборации, внутри экспериментальных групп. У этих групп, что называется, home institute в Москве. Многие университеты, институты Академии наук участвуют в программах. В рамках этих работ практически все участники ездят туда на значимые периоды времени, работают, возвращаются, потом едут снова — своего рода командировки. А попасть на работу в ЦЕРН, если вы нигде больше не работаете, — это, наверное, сложно. В принципе, там всё основано на институциональном подходе: институты участвуют в коллаборациях, а конкретные люди ездят в рамках договоров между институтами и ЦЕРН», — подытожил физик.

Представитель пресс-службы ЦЕРН Софи Тезаури (Sophie Tezauri) ранее подчеркнула, что отзыв заявки на ассоциированное членство не отменяет тесного сотрудничества между ЦЕРН и Россией, «которое недавно усилилось».

Предполагается, что новое соглашение между Россией и ЦЕРН будет заключено до конца 2018 года.