Луна поддерживает работу геодинамо

Гравитационные эффекты, связанные с наличием Луны и Солнца, вызывают циклические деформации земной мантии и колебания оси вращения Земли. Это механическое воздействие вызывает сильные течения во внешнем ядре, которое состоит из жидкого сплава железа с очень низкой вязкостью. Такие течения достаточны для генерации магнитного поля Земли.

Магнитное поле Земли критически важно для сохранения на планете привычной для нас жизни: оно защищает нас от солнечного ветра — потока сильно ионизированных частиц, способного лишить Землю атмосферы и воды. Этот щит создаётся работой «геодинамо» — движением огромной массы расплавленного железа во внешнем ядре Земли.

Классическая модель предполагает, что геодинамо черпает энергию из внутреннего твёрдого ядра, температура которого упала за последние 4,3 миллиарда лет на 3000 °C, с 6800 °C до 3800 °C. Однако недавнее моделирование изменений внутренней температуры планеты в ранний период её существования в совокупности с геохимическими исследованиями состава старейших карбонатитов и базальтов не согласуется с гипотезой о таком охлаждении. Это заставило исследователей предположить существование ещё одного источника энергии, ранее не учтённого. Французские учёные, представляющие Национальный центр научных исследований (фр. Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS) и Университет им. Блеза Паскаля (фр. Université Blaise-Pascal), выдвинули альтернативную модель, согласно которой температура земного ядра упала всего на 300 °C, а геодинамо работает за счёт действия Луны, которую до сих пор не принимали в расчёт в таком аспекте.

Работа опубликована 30 марта 2016 в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Земля имеет слегка уплощённую форму и вращается вокруг наклонной оси, проходящей через полюса. Её мантия упруго деформируется из-за приливных эффектов, вызванных Луной. Исследователи показывают, что этот эффект может стимулировать во внешнем ядре движение жидкого металла, генерирующее магнитное поле Земли.

Земля непрерывно получает 3700 млрд ватт энергии от гравитационного воздействия и энергии вращения системы Земля-Луна-Солнечная система, и более 1000 млрд ватт, полагают учёные, воздействует на внешнее ядро. Этой энергии достаточно для генерации магнитного поля Земли, таким образом решается главный парадокс классической теории.

Влияние гравитационных сил на магнитное поле планеты уже рассматривалось — на примере двух спутников Юпитера: Ио и Европы.

Поскольку ни вращение Земли вокруг своей оси, ни направление её оси, ни орбита Луны не идеально регулярны, их совокупный эффект непостоянен и может вызывать колебания в работе геодинамо. Это может объяснить тепловые всплески во внешнем ядре и на его границе с мантией Земли. Возможно, это и вызывает крупные вулканические события на поверхности планеты.

Новая модель показывает, что влияние Луны на Землю значительно сильнее, чем представлялось ранее.