Немецкие учёные создали управляемый редуктор из 71 атома

Молекулярный наноредуктор
Серым цветом в правой части картинки показана молекула триптицена, золотым — часть молекулы тиоиндиго.

Миниатюризация на марше. Последние годы учёные всё чаще занимаются исследованием возможности создания машин и механизмов молекулярных размеров. И вот новый успех в этом направлении — исследовательская группа из Университета имени Фридриха—Александра в Эрлангене и Нюрнберге (Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg, FAU) разработала и создала самый маленький в мире редуктор, управляемый светом. Статья о результатах работы опубликована в журнале Nature Chemistry.

Молекулярный редуктор, разработанный исследовательской группой во главе с профессором Генри Дубе (Henry Dube), заведующим кафедрой органической химии в FAU, состоит из двух связанных друг с другом молекул, насчитывающих вместе всего 71 атом. Первый компонент представляет собой молекулу триптицена, похожую на пропеллер, второй — фрагмент молекулы тиоиндиго, похожий на пластину. Сообщается, что максимальный линейный размер молекулярного редуктор — не более 1,6 нм. Это в 50—70 тысяч раз меньше диаметра человеческого волоса. И самое интересное состоит в том, что этот наноразмерный механизм — работает.

Наноредуктор управляется светом, под воздействием которого «пропеллер» из триптицена и «пластина» из части молекулы тиоиндиго приходят в состояние блокированного вращения: когда «пропеллер» поворачивается на 120 градусов, «пластина» поворачивается на 180. Таким образом, передаточное отношение молекулярного редуктора составляет 2:3. Если же наномеханизм подвергать воздействию только тепла, триптиценовый фрагмент начинает вращаться независимо от «пластины», то есть передача как бы проскальзывает.

Авторы работы предполагают, что их изобретение в будущем сможет стать важным компонентом сложных наносистем, выполняющих ту или иную полезную работу.