2030: В России может появиться система обнаружения опасных космических тел

Осколок Челябинского метеорита в разрезе.

Крупные космические объекты, диаметр которых составляет более километра, грозят человечеству явной глобальной катастрофой в случае столкновения с Землёй. Сейчас известно порядка 120 очень крупных астероидных кратеров. Самый большой из них — Вредефорт — находится на территории ЮАР. Его диаметр — более 250 километров. Предполагается, что это след от удара метеорита диаметром около 10 километров. Возраст кратера — около двух миллиардов (± 4 млн) лет. На территории России также есть очень крупный ударный кратер — Попигайская котловина на севере Сибирской платформы. Размеры внутреннего кратера составляют 75 километров, внешнего — 100 километров. Это след от падения метеорита, произошедшего примерно 36 миллионов лет назад.

Такие столкновения возможны и в будущем, но пока ни одна страна технически не в состоянии уничтожать в атмосфере или до вхождения в неё космические объекты, подобные даже Челябинскому метеориту, не говоря уже о более крупных объектах. Однако после падения Челябинского метеорита учёные и различные кризисные службы передовых государств мира стали воспринимать метеоритно-астероидную опасность значительно серьёзнее, чем до этого события.

Проект пилотной зоны, направленный на защиту людей и объектов экономики от угроз из космоса, может появиться в России уже в конце 2014 года. Об этом в августе 2014 заявил глава Центра «Антистихия» МЧС РФ Владислав Болов.

Ранее директор института астрономии РАН Борис Шустов сообщал, что система обнаружения опасных космических тел при определенных условиях может появиться в России к 2030 году. По словам учёного, эта система будет включать как наземные, так и космические средства. В настоящий момент, однако, подобной федеральной целевой программы в России пока не принято. В США государственный бюджет по астероидной опасности сейчас составляет 60 миллионов долларов, а до инцидента с «челябинским метеоритом» он был втрое меньше — 20 миллионов долларов.

По расчётам НАСА, челябинский метеорит диаметром около 17 метров и массой около 10 тысяч тонн вошел в атмосферу Земли 15 февраля 2013 года на скорости около 18 километров в секунду. Судя по продолжительности атмосферного полета, вход в атмосферу произошёл под очень острым углом.

Спустя примерно 32,5 секунды небесное тело разрушилось, что сопровождалось распространением ударных волн. Общее количество высвободившейся энергии, по оценкам НАСА, составило около 440 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Астероид оказался самым большим из известных небесных тел, падавших на Землю после Тунгусского метеорита в 1908 году. Такое событие в среднем происходит раз в 100 лет.

Создание системы защиты от столкновений Земли с небесными телами может стать особенно актуальной задачей к 2169 году — из-за высокой опасности падения на нашу планету астероида Бенну.